Игумен Кирилл (Сахаров). О выступлении на «Народном радио» старообрядческого митрополита Корнилия

Опубликовано 13.03.2016 в Игумен Кирилл (Сахаров), ЛИК «РусичЪ», Москва
Идея пригласить владыку Корнилия выступить на «Народном радио» возникла в процессе беседы с ним накануне презентации сборника его статей и выступлений в Международном фонде славянской письменности и культуры. Митрополит поинтересовался моим мнением об организации радиостанции Митрополии. Я ответил: «Мое мнение таково: прежде чем решать вопрос в глобальном плане, надо попытаться использовать уже имеющиеся возможности». 
Когда мне сообщили, что вместе с митрополитом на передачу приедет руководитель Издательского отдела Митрополии Александр Васильевич Антонов, я так отреагировал: «Без вопросов - с кем владыка хочет, с тем пусть приходит. Я могу побыть в "запасных игроках", если будет во мне необходимость - я буду в соседнем помещении. Я ни на что не претендую». 

У входа в подъезд дома, где располагается «Народное радио», нас встретил редактор религиозных программ В. Анищенков. Я себя позиционировал чуть ли не как постоянный участник передач на «Народном радио», но, как это часто бывает у людей, которых любовно называют «книжными червями», содержательные вещи у них не всегда удачно сочетаются с техническими моментами. Так было и на сей раз. Поднимаясь по лестнице, чуть было не завел митрополита в какой-то чулан — а подняться нужно было повыше. На обратном пути вместо того, чтобы нажать кнопку двери, чтобы ее открыть, стал дверь дергать. Почему-то у митрополита представление, что я все знаю, а это далеко не так - я не мог ответить даже на вопрос, что за памятник находится напротив (это был памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко). 

Перед эфиром имело место искушение: время, которое могло было быть использовано для подготовки к эфиру, практически все ушло на дискуссию с предыдущим выступающим на радио. Он в напористой форме стал выяснять, почему Церковь вяло реагирует на такие социальные проблемы, как, например, справедливое распределение материальных благ. Владыка в своем ответе акцентировал на сугубо духовных вещах, хотя в его сборнике немало статей, касающихся таких острых проблем, как пьянство, табакокурение, аборты, разводы и т.п. Я сказал, что социальная проблематика нередко звучит в моих проповедях, и что если почитать Златоуста, то его обличения сильных мира сего настолько пронзительны, что перед ними обличения социальных реформаторов подобны детскому лепету. Вспомнил также из Послания апостола Иякова о том, что плата, удерживаемая за труд — это грех, вопиющий к небу. Происшедшая дискуссия несколько выбила нас из колеи. Я это расценил как искушение перед добрым делом, как это часто бывает. Что касается собственно эфира, естественно, что доминантой было выступление митрополита. Он говорил о том, что мы прежде всего члены Православной Церкви, точнее, Древлеправославной, а потом уже именуемся Старообрядческой. Говорил владыка о гонениях, которые были в прошлом. О том, что в настоящее время, Русская Православная Старообрядческая Церковь «переживает подъем в связи со свободными условиями своего существования. Мы являемся свидетелями чуда этого возрождения. Старообрядцы сохранили древнее наследие, за которым будущее».

Не буду много говорить о выступлении Александра Васильевича (он это не очень любит). А говорил он, как всегда, ярко и содержательно: об отношении к книге, о проблемах Издательского отдела, о своем духовном пути. Я привел пример из одной статьи митрополита Корнилия о том, что в 18 веке, в то время как Синод от желающих венчаться требовал знание текста только молитвы Господней, многие старообрядцы практически наизусть знали песнопения почти всего годового богослужебного круга.

В настоящее время расплодилось множество акафистов (древность знала только один акафист Богородице, читаемый в Субботу акафиста). Не все из этих акафистов отличаются глубиной и достаточной назидательностью, однако они имеют широкое употребление. Между тем, практически выпали из нашего богослужебного обихода каноны Богородице, читаемые на павечернице, а они проникнуты глубоким покаянием и сердечной теплотой. Вспомнил общение со старообрядцами, проживающими в Румынии. Меня поразило, что стоило кому-то после богослужения за трапезой запеть стихеру с литии или стиховны какого-нибудь праздника, как все участники трапезы мгновенно подхватывали. Ведущий предложил рассказать о традициях, которые сохраняют старообрядцы. Митрополит акцентировал  на контрасте между девушкой в красивом сарафане, стоящей у березки, с современной девушкой, не всегда скромно  одетой, стоящей на остановке, нередко с банкой пива. Привел слова В. Распутина о том, что живущие в Сибири старообрядцы вели высоконравственный образ жизни, не пили и не курили, а вот в работе выкладывались полностью. Я коснулся еще более глубокого аспекта: не стал говорить о косоворотках и сарафанах, о бороде — украшении мужчины, учитывая дефицит эфирного времени. По пути на радио я прочитал статью преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета В. Петрушко, посвященную 70-летию Львовского Собора, упразднившего унию. Десятилетия идут споры, насколько каноничным был этот Собор, было ли определяющим в ликвидации унии воздействие внешних сил. Я сказал: «Такое массовое принятие греко-католических клириков для старообрядцев было бы нереальным, т.к. униаты уже несколько столетий крещение совершают через обливание, вопреки каноническим правилам и святоотеческим заветам. Вспомнил про недавно прошедший Круглый стол, участниками которого были руководители и представители разных направлений в старообрядчестве. Это мероприятие было посвящено рассмотрению накопившихся проблем в юридической и социальной сферах. На этом Круглом столе было зачитано обращение настоятеля старообрядческого храма в честь Рожества Богородицы в г. Орехово-Зуево (владыка является уроженцем этого города) о. Леонтия Пименова (в этом году сей заслуженный протопоп отметил свое 80-летие). В своем обращении о. Леонтий призвал к учреждению Братства старообрядцев России. Такого уровня встреча проходила впервые. 

В целом эфир, состоявшийся 11 марта, прошел успешно. Владыка, как мне показалось, чувствовал себя спокойно. Запомнилась аскетическая митрополичья длань коричневатого мощеобразного вида, простертая на столе. Тонкие длинные пальцы, заметно выступающие под кожей вены. Я еще подумал: «В случае необходимости сдать кровь, у него, в отличии от меня, проблем не будет». На будущее вполне реально продолжение таких выступлений. Владыка Корнилий, как известно, большой умелец художественного чтения. Запомнилось чтение им отрывков из жития протопопа Аввакума. Полагаю, что чтение им отрывков из жития протопопа Аввакума откроет многим нашим современникам непреходящую ценность древнего благочестия. 

Игумен Кирилл (Сахаров)


Top