Хищные вещи XXI века. В магазине, в интернете, в банке, перед телевизором и на улице

Опубликовано 12.03.2015 в Борис Петухов, ЛИК «РусичЪ», Москва

Что мешает человеку быть христианином? Конечно, его грехи.

Но это - «изнутри». А снаружи вокруг каждого из нас тянутся рядами, ярусами, спускаются с поднебесья, лезут под ноги, прячутся и открыто мозолят глаза перед самым носом приманки, наживки, капканы и сети. Мир стремится уловить нас, запутать в ячейках соблазнов, вредных, но таких приятных привычек, будоражащих наше самолюбие, жадность, даже просто любопытство, интересов. Он таков, этот мир. А мы идём по нему беспечно, как будто он предназначен для нашего развлечения и удовольствия... И за удовольствиями и развлечениями забываем о Боге и собственной душе.

У каждого времени - свои капканы и свои методы спасения от них. Что нам приготовил XXI век?

РЕКЛАМА

Хоть наша эпоха и зовётся «постиндустриальной», продукты индустрии окружают нас со всех сторон. Более того: они множатся и сменяют друг друга, устаревают и модернизируются с такой скоростью, что не хватает времени и нет никакой возможности самостоятельно разобраться в этой чехарде товаров и сделать нужный выбор, отбросив лишнее. И дать нам необходимую информацию «призвана» реклама.

Но как она даёт эту информацию? Часто ли видели вы рекламный баннер, модуль в газете, ролик по ТВ, где к характеристике предлагаемого товара (кстати, чаще всего - совсем краткой!) не прилагалось бы «в нагрузку» завораживающих слов вроде: «Уступи соблазну!» или «Ведь вы этого достойны!». Реклама напрямую действует методами древнего Соблазнителя - дьявола, не стесняясь ничего. И она так же лжива, как её учитель. Не показывает «товар лицом», а растормаживает наши инстинкты приобретения, примитивной жадности и тщеславия: больше, лучше, ещё престижнее! Купленная вчера аппаратура или одежда сегодня уже «морально устарели», и пора покупать новые. А послезавтра - сверхновые. А послепослезавтра... И так до самой смерти. Мы крутимся, как белки в колесе, не сознавая, что тратим не только деньги, но и время нашей жизни зря. Профессионалы знают: реклама может помочь продать по максимальной цене самый низкокачественный товар - его надо только выгодно подать, красиво упаковать и престижно назвать... Поэтому в рекламу вкладывают больше сил и средств, чем в повышение качества товара. Реклама - не надёжный проводник по «супермаркету жизни»: она - индустрия обмана, играющая на наших страстишках. Пусть они у нас величиной с муху - она призвана сделать из них слона. Который может нас раздавить.

ИНТЕРНЕТ

А что плохого в Интернете? Ведь каждый черпает из этого моря информации то, что выберет сам.

Беда в том, что море коварно, глубоко и непредсказуемо. Информация подобна матрёшке, в которую спрятана другая. В другую - третья, в третью - четвёртая... И так до бесконечности. (Вы знаете, чем бесконечность отличается от вечности? Тем, что бесконечность бывает «дурной», как давно уже заметили математики: неизменно возвращающейся в одну и ту же точку, как «лента Мёбиуса». Безысходной. В вечности же ждёт нас не Пустота, а Бог: Творец, Милосердный, Премудрый и Всесильный. Решение всех вопросов, на которые не ответит Интернет).

Прилипнув к дисплею монитора, человек сидит в Интернете часами и сутками, превращаясь из пользователя в безвольный «придаток» собственного персонального компьютера. Почему он не может остановиться? Потому, что сам не знает точно, чего хочет. А Интернет предлагает ВСЁ. Но всего он не даёт - обманывает, как и реклама.

Интернет не даёт даже знания. Потому, что информация, которой мы оперируем там, - это не знание. Знание (когда оно есть) - вещь абсолютная. Информация всегда относительна, более или менее правдива. Информацией пользуются -до знания надо подняться.

В XXI веке уже никто ничего не должен знать сам, но обязательно умение оперировать информацией о ЧУЖОМ ЗНАНИИ. Неважно, насколько достоверной.

Этому учит нас Интернет.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Они родом из Интернета, конечно. Но порядка ради компьютерные игры надо рассмотреть отдельно.

Стрелялки, бродилки, «квесты», «стратегии», «эротические» компьютерные игрища, безусловно, являются квинтэссенцией «виртуального мира», в который погружается сегодняшний человек, садясь за ПК. Они засасывают и подменяют реальную действительность, как синтетические продукты питания заменяют на нашем столе натуральные. В этом условном мире пользователь получает возможность удовлетворять все те свои желания, которые не в силах претворить в жизнь. Он уничтожает всякого встречного-поперечного (монстров и людей - без разницы), владеет могущественными технологиями (космическими кораблями, непотопляемыми катерами и яхтами, скоростными и не нуждающимися в ремонте и ПДД автомобилями, лазерным оружием) и безлимитными материальными богатствами, завоёвывает - или запросто берёт силой - любую красавицу. Или красавца. В общем, компьютерные игры - это «сбыча мечт»... Но только в воображении. На самом деле всё это время супермен или супервумен не покоряет вселенную, а потеет в кресле перед монитором. Выйдя из «виртуальной реальности», мы долго ещё находимся в прострации и не можем сориентироваться в окружающей нас действительности. Это понятно: компьютерная игра вводит наше сознание и приучает его к ненастоящему времени - пространству с ненормальными, приспособленными непонятно для чего параметрами. Выйти из «компьютерного времени» и безболезненно вернуться в нормальное, земное очень трудно. Возникает зависимость от выдуманного как будто только для одного нашего развлечения «мира», в котором ты можешь ВСЁ, а выйдя из него, не можешь уже НИЧЕГО. Компьютерные игры - это настоящий информационный наркотик XXI века.

Это неправда, что они дают игроку какие-то полезные навыки, применимые в реальной жизни. Опытные практики - вертолётчики, стрелки, аквалангисты, автогонщики - смеются над теми, кто утверждает, что симуляторы могут помочь овладеть их ремеслом. Компьютерные игры приучают к «безнаказанности», к преувеличению представлений о собственных возможностях, к тому, что «всегда можно перезагрузиться». А в жизни перезагрузиться бывает нельзя, и тогда для такого сверхчеловека, неспособного адекватно понять, в чём разница, наступает полный, решительный и безоговорочный САМЕ ОУЕР. «Конец игры».

ОФИС

Поговорим об офисной жизни. Офис и работа в нём, отношения между товарищами, начальниками и подчинёнными в офисе - источник бесчисленных анекдотов, легенд и мифов нашего времени. Одним из мифических понятий, регулирующих процессы, протекающие в офисе, является «команда». «Командность». Простачкам это понятие преподносится как полный идеал взаимоотношений - принцип эффективный и человечный в одно и то же время. Но вряд ли это так на самом деле! В основе офисной жизни и деятельности лежит жёсткая конкуренция. Чтобы получить результат, нужно растолкать локтями соперников. Офисная «команда» - это, по существу, волчья стая. Ни о какой гуманности по отношению к тем, кто не входит в состав команды, речи не идёт; но и свой товарищ - также объект конкуренции. Беспощадная кадровая ротация приводит мировоззрение работающего в офисе человека к формулировке из сказки о зверях, сидящих в яме: «Сидим-сидим, кто похуже - того и съедим!». Каждый подсиживает каждого. А если «Акела промахнулся!», его без всякого суда и следствия (обязательного даже для героев сказки Киплинга) сожрут, чтоб занять освободившийся руководящий пост.

Конечно, этот закон не афишируется: он тайный, «подводный». На виду в офисе показное бодрячество и вежливость, готовность каждую минуту ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ лояльность к «своим»: фирме, начальству и коллеге. Чтобы подсластить «пилюлю» нервной, напряжённой работы, практикуются «корпоративы» и «корпо-ративчики» - внутриофисные праздники по поводу и без. На корпоративах принято много и весело пить, рискованно, но мило шутить, а также активно «клеить» женщин или мужчин (гетеросексуальный принцип «приставаний» в наше время уже необязателен). Демонстрировать свою сексуальную активность (чтобы не сказать «озабоченность») - дело очень нужное: потому что это фактор в пользу вашей общей энергичности. Для успеха в офисе надо быть «энерджайзером» - фонтаном энергии, живой батарейкой или аккумулятором. Чего это вам будет стоить - другой вопрос, но в стенах офиса или по телефону с коллегами не могите показать своей слабости! Пить-так виски или коньяк «Хеннесси»; увлекать в постель - так королеву (а лучше - сразу трёх). Пьянство и бл*дство - здесь закономерность. Офисная жизнь отнимает последние физические и душевные силы. Как поётся в популярной песенке: «Каждую пятницу я - в г*вно! Но каждый понедельник - я огурцом!».

Показуха. Как и всякая торговля (чужим товаром или собственным «табло»).

СЕРИАЛЫ

Но вот наконец вы добрались до дома, припарковали машину, поднялись на лифте и попали в скважину ключом. Можно расслабиться. Как это сделать лучше всего?

Включим телеящик и посмотрим, что нам предлагает индустрия ТУ. Переключая каналы один за другим, легко убедимся: везде, на каждом нас ждут сериалы. Бесконечные и удобные: не заставляют задумываться, показывают интересное, возбуждают и интригуют, чтобы в конце порадовать весёлым, жизнерадостным «хеппи-эндом». Или мрачным, захватывающим драматизмом жестокой неизбежности: «Вся банда - наповал!».

И неважно, что ситуации примитивны, мотивации неправдоподобны, а актёры не слишком стараются! Дело-то не в этом. Сериалы по определению будут пользоваться зрительским успехом. Их будут смотреть, даже не веря в то, что они показывают.

Потому, что показывают сериалы то, чего нам так не хватает в нашей жизни: честных полицейских; добрых миллионеров; верных жён и невест, готовых ждать мужа-возлюбленного хоть сто лет из чеченского плена или с реанимационной койки; заботливых и компетентных чиновников; бескорыстных и талантливых спасителей-врачей. Незаметно, но прочно эти иллюзии входят в наш быт. Заменяя надоевшую, никому не нужную правду жизни.

А если правда жизни совсем уже «достала», поможет высокоградусный, «недетский» жанр - жёсткий боевик, триллер или кошмар с маньяком или демонами. Не всё ли равно, кто наводит справедливость - вампиры, оборотни, сам Сатана? Лишь бы головы отрезались и руки-ноги отстреливались «харизматично» - и у тех, кого не жалко... Получайте, надоеды-соседи, хамы в очереди или общественном транспорте, тупые и не по делу требовательные начальники, любимая тёща или свекровь! Вот вам! Уничтожим всех уродов! Никакой пощады!

В кого мы превращаемся, примеряя в мыслях на себя роли, фраки и доспехи телевизионных героев? Об этом лучше не думать... Выключим «волшебный» ящик.

КРЕДИТНЫЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ

На сладкое разберёмся с электронными картами. Это портативные устройства, призванные предельно упростить вам жизнь в магазине, в банке, в кассе аэропорта; хранящие эквивалент ваших денежных сбережений, а в будущем - и эквивалент вашей индивидуальности, идентичность которой они удостоверят. Фальсифицировать электронный паспорт, как уверяют, едва ли будет возможно. Потому, что его данные проверяющий компьютер тут же сличит с биологическими параметрами предъявившего документ владельца - и с базой, в которой будут исчерпывающие сведения о любом «гомо сапиенсе» планеты Земля. И никаких неучтённых; всё под контролем.

Опять-таки, -что плохо? А хотя бы то, что в основе электронной идентификации лежат данные физиологии. Вы предстаёте «в свете» электронной паспортизации не как личность, а как биологический объект. Не более чем. Разница между вами и породистой свинкой с этой точки зрения невелика: биология человека и свиньи вообще очень сходная. То есть можно сказать уверенно: с введением электронных удостоверений человек окончательно получает статус ЖИВОТНОГО. Душа ему уже не нужна. Достаточно «хлеба и зрелищ».

Но это - в будущем. А сегодня мы имеем всего лишь кредитные электронные карточки. Но даже они мешают нам быть человеками. Сколько раз я уже слышал в ответ на просьбу ближнего о милостыне и даже просто одолжении безапелляционный ответ: «Я всё держу на карточке!» (Мне и самому приходилось так отвечать.) Всё. Даже совесть.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, этот список «хищных вещей» XXI века неполон. Но ведь и названного достаточно, для того чтобы совсем пропасть.

Собственно, опасны не только новшества, не один «хай-тек»: старинные, испытанные ловушки дьявола тоже исправно доставляют ему добычу -живые, трепещущие в когтистых лапах души. Но о традиционных соблазнах известно многое и многим. А недавно изобретённые ещё мало кому известны и непонятны.

Последнее: разве дьявол «изобрёл» Интернет, офисы и сериалы? Нет. Думаю, что нет. Дьявол вообще никогда ничего не изобретал, он только извращал чужие достижения. Не зря его называют «обезьяной Бога»... Но так уж выходит, что последние достижения человечества, уже «не обременённого» верой и другими «предрассудками», извратить оказывается слишком легко...

Будьте осторожны. Пожалуйста, помните, что вам всегда есть что терять (собственную бессмертную душу) - и есть к чему стремиться (к вечной жизни, к Царству Небесному). И при всей устремлённости к лёгкости бытия, к веселью и радости знайте: настоящая радость не нуждается в «технической поддержке» и не зависит от социальных условий и условностей. Любая техника может отказать, а Бог безусловен. Выбирайте надёжное - вечное. Тогда, как сказал Господь Иисус Христос, «радости вашей никто не отнимет у вас».

Желаю вам счастья.

Top