Дневник деревенского попа. Часть 3
Часть 3
Беседа с коммунистом
- Батюшка, Вы проснулись? – раздался голос помощника за дверью моей кельи.
- А сколько времени?
- Уже без десяти шесть.
- Так поздно! Мы же должны выезжать в 5.30!
Не разбудили вовремя.… А ведь все расписано по часам, люди будут ждать, а мы уже опаздываем.
К сожалению, ни одна поездка в сельскую глубинку не обходилась без искушений.
Едем. Пора завтракать. Говорю водителю: «Надо остановиться, перекусить, что Бог послал».
Он: «А трапезники ничего в дорогу не положили. Сказали, в кафе позавтракаете». Кафе оказалось «Макдональдсом». Эти подозрительные общепиты на американский лад тоже виноваты в катастрофе нашей деревни. Чем тут потчуют? Как это воздействует на организм человека? Мне неуютно здесь, хочу в русскую «Блинную» или русскую «Чайную». Где они? Их нет. Сеть японских кафе «Япоша», «Кофе-хауз», ядовитый гриб «Интим-магазина»
После полунощницы в салоне микроавтобуса бодрящая патриотическая музыка: «Русские идут твердым шагом на своей земле наводить порядок, за веру Православную, за Русь самодержавную - вставай народ!» Новый альбом о. Олега Скобли, несколько часов записей «Радонежа». Особенно поразил диск с песнями схимонаха Илии «Моя дорога войны». Обычно я к раз прослушанному или прочитанному больше не возвращаюсь. Но тут не удержался – несколько раз просил прокрутить этот диск.
Порадовали леса на куполе храма в с. Дмитровское – наконец-то я услышан, вняли моему пожеланию: хоть одна подвижка в год должна быть на каждом объекте. Молебен прп. Нилу Столобенскому в церкви с. Залазино. Здесь головная боль – колоны (по 4 с трех сторон). Они в аварийном состоянии. Все попытки заполучить помощь от районных властей успехом не увенчались. В ответ на просьбы – неизменное: «Нет денег». Их у них нет ни на что: вот-вот рухнет купол церкви в с. Пиногощи, закрылась школа в с. Прудово, замирает ручей из-за зарослей в с. Змеево, проселочные дороги все в ухабах… можно еще долго перечислять - а денег все нет. Можно было подлатать крышу магазина в с. Змеево и он бы еще работал. Вместо этого его просто продали частному лицу за копейки. Теперь два раза в неделю приезжает автолавка. Цены на продукты заоблачные. Если быть очень настойчивым, позволят взглянуть на ценник. Правда, увидеть что-то на нем можно только при наличии хорошего зрения, т.к. он напечатан очень мелким шрифтом. К местным властям по этому поводу обращаться безполезно. Их ответ: «Мы регулированием цен не занимаемся». А вот шесть огромных машин в день «облысеивают» лес вокруг, при этом на обочинах дорог валяются кучи гниющих бревен. Саженцы на месте вырубок не высаживаются. «Не так было в советское время» - сетуют мои коммунистические собеседники.
Сюжет по телевидению о безпределе квартирной мафии. Десять кавказцев выгоняют хозяев из квартир. Участковый ни при чем. Унылое настроение. Если бы пострадал кто-нибудь из членов нашей общины, остался бы я в стороне? «Терпи, молись, нужно подождать, плетью обуха не перешибешь» - нет, не смог бы только этим ограничиться. Рассказывали, что в райцентре на рынке только выходцы с юга. Только затронь их – сразу стаей налетят. Будут бить до полусмерти, и никто из местных не подойдет, не защитит. Обращаться в полицию безполезно – там больше половины выходцев с юга. Представил себя служащим священником в глубинке: не колеблясь, благословил бы шквал звонков во все инстанции, письма и телеграммы, стояния у здания администрации и т.д. До тех пор, пока справедливость не будет восстановлена. Скорей всего, правящий архиерей уберет с прихода «за политику», а может, и нет. Точнее, уберет, но не сразу. По мере накопления досье об экстремизме. Если член общины не подставил плечо в час беды для своего собрата или своей сестры - грош цена общине, в которой такое возможно.
Программа Н.Михалкова «Бесогон» о том, какие безобразия творятся в школе, как ученики третируют учителей, а те не могут ничего поделать. Услышал такое мнение: сажать на 15 суток в детскую колонию строгого режима за такие выходки.
Поскольку поездка была в Петров пост, то в один из дней ее после часов и обедницы было причащение запасными Дарами (накануне было вечернее уставное богослужение). Службы проходили в Покровской церкви с. Пиногощи. Десять лет ходили вокруг этого храма, охали и ахали – и вот, свершилось чудо: купол храма в лесах. После обеда поехали в с. Стан. Здесь была намечена встреча с Николаем Михайловичем Балакиревым – местным краеведом, долго бывшим старостой села – недавно он отметил свое 80-летие. 57 лет живет с супругой Галиной Николаевной. Более 30 лет он был капитаном подводной лодки. Остается коммунистом, более того, возглавляет местную ячейку КПРФ… из 4-х человек (до развала Союза было около сотни). Отрицательно оценивает реформу Столыпина, разрушившую общину и приведшую к расслоению крестьянства. Когда-то в местном колхозе было около тысячи работников. Сейчас только 30 - в хозяйстве предпринимателя из Дагестана. Из-за безработицы молодежь ушла в города, устроившись там, в основном, охранниками. В этой местности столетиями живут карелы. Интересуюсь «карельским делом», возникшим накануне советско-финской войны. От нашего собеседника услышал: «Тогда не был расстрелян ни один человек. 8 арестованных вернулись из заключения через пару лет». Спрашиваю: «Были ли обвиняемым предъявлены конкретные факты или это была скорее превентивная мера в связи с надвигающейся советско-финской войной?» Ответил, что второе. «Письмо от заключенных карелов дошло до Сталина, было рассмотрено на Пленуме ЦК, после чего сняли Ежова». «В годы коллективизации у нас в деревне были репрессированы три человека. Активу партийцев приглянулись их дома для своих правлений».
Я: «Были ли у местных карел симпатии к финнам во время зимней кампании 1939-1940 гг.?»
Он: «Абсолютно нет. Карелы, наряду с представителями других национальностей участвовали в военных действиях в составе Красной армии». «Так как карелы православный народ, у них тяга к общинной модели жизни. Этим они отличаются от финнов-протестан
Интересуюсь местным храмом, ему 250 лет, он деревянный. Стоит на крутом берегу реки Медведицы. Закрыт был в 1940-1944 годах. В советское время его ни разу не грабили, а в последние десятилетия грабили раз десять.
Спрашиваю: «Как карелы отнеслись к отмене обязательного изучения родного языка в конце 30-х годов?»
- «С радостью. В нем не было особой необходимости, к тому же преподаватели были мало квалифицированы. Кстати, говоры у карел в разных местах были разными».
– «Чем отличаются карелы от русских?»
- «Большей упрямостью, но ради восстановления справедливости. Еще они более общительны между собой, чем русские».
– «Испытывали ли Вы какие либо притеснения или ограничения по национальному признаку?»
- «Скорее, имел привилегии. Например, когда поступал в военное училище в Риге. Существовала квота для представителей нерусских народностей. Мой товарищ завалил вступительные экзамены, но был принят по этой квоте».
- «Были ли инциденты у местных карелов с русскими?»
- «Я не помню драк с русской молодежью из соседних сел, а вот между собой драки бывали – у меня до сих пор на голове шрамы, полученные в молодости».
- «Как Вы считает, так ли уж безкорыстны финны, активно приезжающие для контактов с местными карелами?»
- «Такие визиты были часты в 90-е годы. В нашу деревню тогда они приезжали ежегодно. Раскапывали курганы, чтобы найти доказательства приоритета угро-финских народностей в заселении этой земли. Кстати, в самой Финляндии много карел, но они не говорят на родном языке. На одном из собраний у нас услышал от финнов: «Не пора ли вам переселяться на историческую родину?» Наши чиновники промолчали, я один сказал, что наша родина – здесь».
Придерживается материалистическ
Стали вспоминать советское время. Рассказал, как местные мужики сжигали архив колхоза и ему, как краеведу, принесли папку с протоколами собраний местной партийной ячейки. Все они были, как под копирку написаны одной рукой, да еще и завизированы партийным функционером из райцентра. Вот такой формализм все и погубил. Я вспомнил, как в институте студенты убегали с политинформаций, как им, посылаемым читать лекции, ставили галочки о якобы проделанной работе. Вот такие вещи подтачивали систему. Шел процесс разложения, и колосс на глиняных ногах пал. Конечно, во многом это произошло и по причине действий мировой закулисы и пятой колонны внутри страны, но, безусловно, почва была подготовлена.
Мой собеседник отметил, что в настоящее время в районе осталось приблизительно 800 коров, а в советское время только в местном колхозе их было почти 1300. Вспоминал местных священников: «Иван Михайлович был очень общительным, ко мне заходил, мы с ним по рюмочке выпивали. Иван Васильевич всех подряд отпевал, а нынешний священник мне сказал: «Так как Вы в храм не ходите, я Вас отпевать не буду». А я ему в ответ: «Я без обиды, не очень нуждаюсь в этом». Источником зла считает частную собственность. Капитализм и совесть, по его словам, несовместимы. Николай Михайлович – автор двух книг воспоминаний – о родной деревне и о службе на подводной лодке. Запомнились такие его размышления: «Прежде чем наказать человека – подумай. Дважды подумай, прежде чем наказать его публично или даже сделать ему замечание в присутствии третьего». «Если решил наказать – накажи, чтобы чувствовалось. Нет греха бодливому обломать рога, но не бей Фому за Ерему, да так гни, чтобы гнулись, а не так, чтобы ломались». «Помни, где все виноваты, там никто не виноват. Только у злой Натальи все люди канальи».
Утром, в последний день пребывания освятил поклонный крест на околице маленькой деревни Черновка. В далекие времена рядом с этой деревней в лесу был мужской монастырь. Пока шла подготовка к освящению, прогуливаюсь по лесным дорожкам, вдыхаю свежий воздух. Но что это? Неприятные запахи от завалов мусора на обочине. Стало горько на душе – не ценим мы нашу землю, не дорожим ею. На опустевшие и загаженные места придут другие народы. После освящения креста говорю: «Вот, безпрепятственно установлен еще один поклонный крест. Долго ли будет сохраняться такая благоприятная обстановка? Народ наш вымирает, все больше заселяется на наши земли выходцев с Кавказа и Средней Азии. Представьте себе такую картину: мы трезвоним, созывая народ на освящение очередного поклонного креста. А в деревне почти никого из местных жителей уже и не осталось. Только три-четыре семьи выходцев, допустим, из Дагестана. Быстренько придут они сюда и будут возмущаться, нам, мол, этого не надо. Анатолий (обращаюсь к моему спутнику), в свою очередь, будет возмущаться, ссылаясь на то, что он уроженец этих мест. Может получить удар кулака по голове», «а потом и пулю» - уточняет Анатолий. Помню, знакомый священник хотел в деревне в одной из областей Центральной России построить часовню. «Нам здесь Православие не нужно» - сказали ему переселенцы с юга. Батюшка уехал в Вологодскую область – может быть здесь, на севере, в будущем придется нам спасаться. На обратном пути поклонились кресту, стоящему на месте разрушенной часовни в с. Прудово. Недавно здесь закрылся клуб. В конце 80-х годов рядом со старым клубом был почти построен новый. В начале 90-х он был разобран и все было растащено. Напротив клуба – старая деревенская школа. Закрылась она в прошлом году. Каждый раз, приезжая в эти места, я посещал ее. Мне нравилось общаться с учителями, всегда была теплая атмосфера. Издали показалось, что на дверях закрытой школы нет замка. Может быть ее дверь закрыта на внутренний замок? Посылаю Анатолия, он дает знак – дверь открыта. Интересно, что там сейчас внутри? Наверное, какая-нибудь организация заняла здание под склад. Какой же меня охватил ужас, когда я вошел в полюбившуюся мне школу, всегда такую опрятную и светлую. Внутри был полный разгром. Вот учительская, где столько раз вместе со своими спутниками я общался с учителями за чашкой чая. На полу несколько фотографических изображений Богородицы и несколько кассет с фильмами на религиозные темы. Все это мы дарили школе в свое время. Учебники «Основы православной культуры» в восьми частях, пианино, залитое чернилами. В других классах - выбитые стекла и разломанные печи. Глобус на полу. В хим.кабинете - переломанные приборы. В кабинете литературы сиротливо взирают с ободранных стен классики. Под портретом Чехова – его призыв заботиться о родном уголке земли… В коридоре стенд с заголовками большими буквами: «С чего начинается Родина?»
Неужели с этого бардака и хаоса? Сотни и сотни местных жителей получили образование здесь. Неужели никому из них не жалко старую школу? Скверное настроение усугубилось инцидентом с соседкой, которая возмущалась тем, что мои помощники установили два парника на проселочной дороге между нашими заборами. Дорога, действовавшая во времена царя-Гороха, совершенно не просматривается, нет никакого смысла ее оставлять. На наш аргумент, что сама соседка большую часть этой дороги заняла под огород, контраргумент был таков: «Мне можно, я живу здесь 80 лет, а вы только полгода». На обратном пути заехали в райцентр, отмечавший в день России и свой городской праздник. Бросилось в глаза обилие в городе выходцев с юга. Сильно пьяных среди горожан были единицы. Порадовало, что в концертной программе значительный объем занимали русские народные песни. Не понравилось, что были дымящиеся шашлыки (в Петровский пост!) и множество масок с бесовскими харями на торговых лотках. Далеко за полночь вернулись в столицу. Поразило обилие людей на ее улицах в такой поздний час.
Игумен Кирилл (Сахаров)