Дневник деревенского попа. Часть-8.
Искушения, возникшие в течении 1-го часа с момента старта очередной поездки в глубинку, предвещали что всё будет не просто. Водитель «промахнулся» - проехал поворот на Тверскую. Далее, вместо поворота на Ленинградского шоссе повернул на Волоколамское. Раздраженно он заявил: «Не надо было бы мне «по-дубовому» слушать вас, а ехать по своему усмотрению». Я: «нет дружок, так не пойдёт. Ты совсем недавно вступил в общину, а уже ни с кем не советуешься, игнорируешь старших по послушанию».
У руин Покровской церкви с. Кава прочитали 6-й час. Печальная картина. Совсем недавно, на проповеди в Даниловом монастыре, я говорил о контрасте, который являют собой руины храмов в глубинке с дворцами-крепост
Беседую с членом нашей общины рабой Божьей Еленой, приехавшей за неделю до нас.
- «Ну как здесь дела и настроения»?
Рассказала о том как начали покрывать железом крышу на трапезной части Скорбященской церкви с. Залазино. «Были реплики, что мы долго служим». Странно. Во-первых в субботу вечером мы служим здесь только утреню и ту с сокращениями, а точнее кое-что читаем «втай», например 2-ю кафизму. Утром в воскресенье входные молитвы я начинаю в 7.15. С 8.00 начинаем читать полуношницу и часы. Собственно литургия начинается около 9.30 (о чём висит объявление). Проповедь, а чаще беседу, не затягиваю, начинаю её после того как все приложатся ко кресту. Казалось бы, если тебе непривычна уставная служба, кажется долгой, тяготит, приходи к середине утрени, к полиелею или уходи после прикладывания к Евангелию. Нет, хочется быть полностью и недолго. Как будто такие люди испытывают дискомфорт от того, что кто-то молится без них. Спрашиваю Елену: «Завтра причащаться собираетесь»? Замялась: «Ой, тут так кормят, буквально заставляют есть мясо, ну просто невозможно!» По глазам вижу, уже изучил, ответ не без хитринки – если бы очень захотела всё-бы решилось. Елена продолжает: «Договорилась с очередной прихожанкой об ужине в субботу после службы. Дала ей список постных продуктов (все ведь причащаемся). И представляете, пришла староста, увидела список и говорит: «Не занимайтесь ерундой, ешьте всё. По крайней мере поставим скоромные блюда, пусть кто хочет ест». Вот такой уровень сознательности…
Водооосвятие по случаю престола в Бронино служили в доме Т. Освятили её дом – здесь в зимнее время можно будет молиться в воскресные и празничные дни жителям деревни. После водоосвятия обошли с молебным пением св. Власию всю деревню. В общей сложности пробыл на воздухе несколько часов – а он здесь чистейший. У себя на Берсеневке нахожусь в основном храме и в келье – и вот такая компенсация за затворнический образ жизни. Деревенское угощение – «всё домашнее, свеженькое». Особенно понравился суп с грибами и фасоль с сушеными сухариками. – «А сколько мы должны за освященине дома?» - спрашивает Т. На подобные вопросы у нас ответ один: «это не обязательно».
Конечно, деньги бы не помешали, хотя бы на тот же бензин, но опыт показывает что лучше этот вопрос не будировать – «Ищите прежде царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Впрочем, когда Елена по ошибке одев чужое пальто, снова вернулась в Бронино, ей передали значительную сумму, которая пошла на бензин.
Вечером в селе Зеленом в притворе руинированной деревянной Никольской церкви под память святителя Алексия, митрополита Московского совершили полиелейную службу. Память св. Алексия здесь один из престольных праздников. Утром за обедней все причащались запасными Святыми Дарами. Затем был молебен святителю с водоосвящением. В субботу обедницу совершали в молитвенном доме с. Прудово. Здесь нас порадовал «прорыв» – единственная прихожанка раба Божия Любовь, сдавшая было ключи от дома, вновь вернулась в строй. Вечерню накануне служили в деревянной Казанской часовне д. Иваньково. Здесь как всегда на службе никого из местных не было. В субботу после обеда вечерню служили в Петропавловской церкви с. Назарово. В каменном храме было очень холодно. Рядом небольшой деревянный храм в честь святых Царственных Мучеников. Зимой в этом храме было бы удобнее служить, так как там есть печка. Дачники из Москвы, у которых ключи от этого храма, зимой здесь не появляются, а телефон их не отвечает… Утреню в субботу и литургию в воскресенье как всегда служили в Залазино. На службе было 10 человек из местных. За трапезой долго беседовали со старостой. Она рассказала много интересного: о том как после того как убрали клуб из храма вывезли огромное количество мусора. Из летней части храма, где держали скот, вывезли 24 телеги с кожей и костями животных. О том как в 90-е годы за бесценок у местных жителей скупали земельные паи, а продавали их в 7 раз дороже. Школу закрыли, когда в ней было около 50-ти учащихся. Сейчас в селе нет никакого производства. Есть только 8 оплачиваемых работников: 5 в магазине, библиотекарь, медсестра и сотрудница почты. Когда староста стала рассказывать о ситуации в селе, о том какой размах приобрело пьянство, о случаях самоубийств и разврата я пришел в ужас. Неудобно было старосте, когда парализовало одного 50-ти летнего мужика – через неделю после того как он отказался помочь ей по храму («Я безбожник» – сказал тогда он ей). Хотя он и понял за что его постигла такая беда, но пить не перестал.
Вечерню в воскресенье служили в молитвенном доме с. Вышково. Здесь как всегда многолюдно – на длинной лавке все не вместились. Как и на других точках после службы проводил беседу по книге Деяний святых апостолов. Все прикладывались к частицам мощей святых мучениц Фотинии Самаряныни и Фелицитаты (каждый раз мы привозим в эти места какую-либо святыню). Помолились ещё у поклонного креста в с. Кузовино. Крест был установлен на месте разрушенного Троицкого храма.
Накануне отъезда вижу сон: вроде я в Крыму, уже российском, на каком-то общественном мероприятии. Согласно программе начинаю с прихожанами молебен. Появляется украиноязычный священник и явочным порядком включается в службу. В принципе я всегда рад, когда кто-то мне сослужит. Я уже было намеревался распределить возгласы, как вдруг этот священник странно себя повел – стал повторять за мной слова, иногда при этом их искажая. Делаю ему знаки – в ответ ноль внимания. В конце концов в сердцах говорю: «Так я служить не могу и не буду»! Отойдя в сторону начинаю разоблачаться. Вопреки моим ожиданиям мой демарш не произвёл никакого впечатления ни на организаторов данного мероприятия, ни на самого этого священника. Он как будто этого ждал, стал рьяно продолжать молебен. У меня возникло сомнение: правильно ли я поступил? Ведь по сути я оставил поле и оказался на обочине. И неизвестно, что это за священник – вполне возможно что филаретовец – раскольник. Спохватившись, обращаюсь к руководству – может быть мне явочным порядком вернуться к совершению молебна? В таком случае нужно будет оттеснить этого незванного гостя. Этот вариант не проходит – организаторы опасаются инцидента. Тогда предлагаю объявить перерыв, во время которого удалить этого вероятного самозванца, после чего мне продолжить молебен с того места где я закончил. И это не проходит – организаторы не хотят затягивать, всё строго регламентировано
Возвращаясь в Москву, заехали в с. Михайлова гора. Огромный пятиглавый Преображенский храм величественно смотрелся среди окружающих его высоких деревьев, посеребренных инеем. После прочтения 3-го часа расчищали правый придел. Обычно перед теми кто желает восстановить храм возникает три варианта как это сделать. Первый – составить смету на один-два миллиона долларов, после чего, ужаснувшись, положить смету под сукно и поднять руки. Второй – ничего не делать, а только ходить вокруг храм и только охать, да ахать. Третий (мы его придерживаемся) – немедленно начать регулярные моления в храме и параллельно расчищать и реставрировать его (напоминает правило Наполеона: «ввяжемся в бой, а там посмотрим». Неспеша, но неуклонно, только вперед, делая одну-две подвижки в год. Окидывая взором искарёженное пространство внутри Преображенского храма, я подумал: «Будем приезжать сюда не только возвращаясь в Москву, но и в день приезда из неё». По частям расчистим весь храм – к Николе зимнему - правый придел, к Преображению - центральный, а левый – к престольному празднику – дню памяти св. Параскевы Пятницы» (в ноябре месяце).
Игумен Кирилл (Сахаров).