Если человек настоящий. Татьяна Сидорова

Опубликовано 02.02.2023 в Рецензии и отзывы, Эхом вдоль дремлющих улиц

"КАК НАЗОВЕШЬ КОРАБЛЬ, ТАК ОН И ПОПЛЫВЕТ"- считал капитан Врунгель.

Назвав свой роман "ЭХОМ ВДОЛЬ ДРЕМЛЮЩИХ УЛИЦ", Дмитрий Николаевич Юдкин предложил своим читателям услышать эхо прошедших времен, пройдя с главным героем романа намеченным для него путем.

Не случайно повествование начинается со скрупулезного описания "организма", требующего "НА - СЫ - ЩЕ - НИ - Я!". Без обиняков надо признать, что именно в таком состоянии пребывает современное человечество.

Так ли оно - это человечество и в первую очередь наш народ безнадежны? Этот вопрос поставлен в романе на первое место.

Дмитрий Николаевич точечно попадает в самые тонкие струны душевных переживаний. Сивый после разговора с матерью во сне, услышав от самого родного человека - "ПРОСЫПАЙСЯ", начинает восхождение из долголетней спячки от опустившегося бомжа, для которого нет ничего важнее, кроме насыщения своего организма, к Человеку по образу и подобию Божию, чтобы именно таким предстать перед родной дочерью, остававшейся любимой, невзирая ни ни какие повороты судьбы.

Путь блудного сына....

В романе много параллелей с Евангелием. Это и Баркашик, пламенный проповедник будущей жизни, где исключены животные инстинкты, но не услышанный, не оцененный и невинно убиенный - "Пророка нет в своем отечестве". Это и Заповеди: "возлюби ближнего своего", "не убий", "пусть бросит камень, кто сам без греха", "милостивые помилованы будут". Эти сюжетные моменты можно легко определить .

Своеобразие языка автора безценно, поскольку в его основе вся русская классическая и современная литература, цитаты из которой гармонично вплетены в повествование.

Стихотворение поэта Николая Боголюбова:

"Ритуально убитым, чего нам бояться?!

Нас миллионы, потерян нам счёт…

Мы сумеем воскреснуть, из праха подняться,

Потому, что мы – Русский народ" становится лейтмотивом повествования.

Вообще весь путь Сивого к Ивану Николаевичу - это исповедничество.

Кульминационным моментом романа является осознание Иваном Николаевичем, что ему вдруг стало НЕ ВСЕ РАВНО. Не все равно, что происходит с людьми, которые его окружают, не все равно, по какой причине произошло упадничество его родины, когда - то именовавшейся Святой Русью, не все равно, почему народ, не живший при Сталине, жалеет, что того не хватает в наше время для наведения порядка в разнуздавшейся политической системе. И главное - сердечная боль о не помнящих своего родства! При этом всепонимание и всепрощение.

Автор, как "пастор", принимающий исповедь, позволяет себе задавать наводящие вопросы Сивому: "что первично?", как бы сомневаясь в его чистосердечности, но вопросы эти не смущают Ивана Николаевича, до конца осознавшего причину своего падения. Здесь незримо помогает Достоевский - "Без Бога все дозволено". Это и есть ответ на непонимание, отчего все мы так низко пали.

Автор не навязывает РАЗМЫШЛЕНИЯ о Боге. Бог в романе явлен Богом Живым, Милующим и Спасающим, позволяющим "зрети свои грехи", чтобы не возгордиться, нарушив заповедь "Возлюби ближнего своего, как самого себя", осознав собственную болезнь (греховность).

"Не от сознания происходят болезни, но само сознание – болезнь", - сказал Достоевский. Поэтому в романе и показан ОРГАНИЗМ человека больным.

Автор повествования классически выстраивает гамму событий, с нарастающими аккордами в доминанте - "ВОПРЕКИ ВСЕМУ", возвращая Ивана Николаевича к его бывшему собродяжнику Шушарику. Эта встреча с недавним прошлым, как пролог в будущее. "МНЕ НАДО", - говорит Иван Николаевич, принимая решение спасти, во что бы то ни стало, ребенка, оказавшегося в горящем доме.

Путь Крепилина во спасение ребенка, на котором каждый шаг отмерен молитвой к Богу, - это путь погибающего поколения к своим истокам, во спасение будущего поколения.

Автор не обнадеживает нас счастливым концом. Эту концовку каждый из нас допишет для себя самостоятельно. Результат покажет - услышали мы ЭХО, мысленно пройдя с героем романа его путь, или нет.

Ницше сказал: "Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".

Роман Дмитрия Николаевича Юдкина "Эхом вдоль дремлющих улиц" написан и кровью, и притчами, и слезами, и болью, и отчаянием, но прежде всего сердечной верой в свой народ.

Самое ценное, что этим повествованием автор ответил на любимый вопрос либералов - "а где вы видели русский народ"?, решивших, что давно разделались с иванами, не помнящими родства. Благодаря Дмитрию Николаевичу мы увидели русского Ивана Николаевича, который с Божьей помощью доказал, что именно он и есть русский человек, каких немало!

А закончить размышления о романе Д. Н. Юдкина "Эхом вдоль дремлющих улиц" хочется словами самого автора: "Нет, ты посмотри на него, ничему не желает внимать! Даже авторским наставлениям! Похоже, Иван Николаевич Крепилин чересчур вклеписто зациклен на Своем... Что ж, вольному воля... А спасенному Рай!" 


Татьяна Сидорова. г. Киев

Top