Если семья – не крепость, её спасет только любовь
Отзыв
на повесть Юдкина Д.Н.
«Где
бы ты ни был, всегда возвращайся в май!»
В аннотации к повести Д.Н. Юдкина «Где
бы ты ни был, всегда возвращайся в май!» написано, что данное произведение
раскрывает смысл поиска человека себя в творчестве и своего места в мире.
Однако это лишь одна из линий повествования. Мне, как семейному психологу, было
очень занимательно прослеживать тему целой системы семейных взаимоотношений:
супругов Зацепиных (мужа и жены); отношений взрослой замужней дочери с
родителями; зятя с тестем и тещей.
Жизненные
обстоятельства героя – Андрея Зацепина, обретение себя творцом чего-то нового,
доселе неизведанного и манящего, к сожалению, не впечатлили его самых близких родственников.
Мало того, волна творческой воодушевлённости Андрея наткнулась на бетонную
стену непонимания и неприязни со стороны старшего поколения семьи. Такую же
закостенелую позицию, неготовность к новым свершениям мужа приняла и жена
Андрея – Марья.
В действительности часто так и
происходит, что жена даже после замужества психологически остаётся созависима
со своими родителями настолько, что любовь к мужу перекрывается мнением мамы и
папы (в данном случае, отчима), которое часто оказывается не в пользу её
супруга. Эта несчастная женщина
продолжает всю жизнь идти у них на поводу, не осознавая, что разрушает
свою собственную семью. Конечно же, никто не спорит, что родителей надо
почитать и не оставлять их в одиночестве. Однако следует и понимать, что муж и
жена – это уже другая семья, которую нужно всячески оберегать и хранить,
заботиться о ней. А злые помысли и речи друг о друге - не слушать, гнать вон из
своего дома, даже если эти речи будут исходить из уст самых родных и дорогих
людей – как это ни прискорбно.
Вот в таком положении оказалась Маша
Соловьева – дочь своих родителей. Она не смогла принять новое занятие мужа –
«живописничанье», «малевание», «баловство», не смогла увидеть в нём тонкую душу художника.
Сельские пересуды, неспособность всех устремить свой взор выше материальных
потребностей, застлали глаза и любящей, заботливой Машеньке. Зависимая от
мнения общества и своих родителей, она тоже стыдилась своего «непутёвого» мужа,
хотя в глубине души теплился еще тот огонёк, который мог вспыхнуть в любой
момент с новой силой чувств к своему Андрюше. Иногда в её отчаянных словах
проскальзывали слова борьбы с общим мнением, слова любви к мужу, но эти слова
были очень несмелы и утопали в темноте непонимания и отвержения. Доказательством
любви к мужу явилось то, что она сохранила ему верность, несмотря на искушения
со стороны её бывшего ухажёра – Петра Труханова. Даже мать Марьи поддержала
этого холёного мужчину на пути к новой возможности овладеть бывшей возлюбленной.
Однако здесь слабая женщина проявила силу своего характера, не позволив
разрушить свою семью.
Не хотелось бы оставить незамеченным тот
факт, как сам герой реагировал на неприятие его как художника, как творческой
личности. Он не пытался кому-то что-то доказать, не ссорился и даже не злился.
Удивляет его сдержанность и самообладание, он еще и пытается шутить в то время,
когда приходится терпеть поношения родственников жены, да и её самой. Такой
зять имеет право на существование либо как слабохарактерный человек, либо
гениальный. Судя по повести, это был действительно гениальный человек. Живя в
селе, выполняя повседневную тяжелую работу по хозяйству, он проявляет глубокие
познания в живописи, тонкости жизни и творчества разных художников мира. Присутствуя
при таком разговоре, Марья не могла не оценить возможностей своего мужа, хотя и
долго сохраняла невозмутимость и непоколебимость своего мнения.
Сказать честно, для меня лично финал
произведения был совершенно неожиданный. Хочу сохранить интригу
заинтересованного читателя, потому не стану описывать финал. Скажу лишь то, что
мои предположения оправдались: тот тлеющий огонёк чувств, о котором я писала
выше, всё-таки разгорелся и вспыхнул, поддуваемый лёгким майским ветерком,
который всегда сохранялся в душе начинающего художника. Да действительно: где
бы ты ни был, с кем бы ни общался, нужно всегда сохранять в душе май и тогда
можно вернуть, казалось бы навсегда утерянную, любовь. А это самое главное в
нашей жизни.
Юлия
Богиня, психолог, поэтесса, публицист, жена, мать (г. Луганск).