Игумен Кирилл (Сахаров). Русская Церковь в Синодальный период. Часть 2
Часть 2
Очень тяжелым было положение Церкви при Анне Иоанновне (1730-1740 гг). Свидетельство о годах ее правления: «Ни одно русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью, как при ней. Отношение к православным обрядам было как к суеверию, и управляли люди, не имевшие совершенно никакого представления о Православии». За спиной императрицы дела империи вершил ее фаворит Бирон. Искоренялось все национальное. Русская культура вытеснялось немцами, занявшими ведущие посты в государстве. Проводилась настойчивая линия на европеизацию России, насаждалась немецкая культура. Все историки отмечают, что время правления Анны Иоанновны было особенно тяжелым временем для Церкви. Императрицу особенно беспокоило настроение духовенства. Все духовенство обязано было подтверждать клятву верности ей.
Духовенство ежегодно совершало молебны о ее богохранимом правлении, за этим строго следила Тайная канцелярия. Уклонявшиеся от служения молебнов жестоко преследовались.
При обсуждении церковных вопросов голос обер-прокурора был решающим. Несмотря на то, что нигде точно не были определены и зафиксированы его полномочия власти по отношению к Русской Церкви, фактически они были такими же, как полномочия министра; а, пожалуй, и превышали последние, так как обер-прокурор мог, например, изменять и даже отменять распоряжения Синода.
Во многих случаях церковное законодательство складывалось не с точки зрения церковных нужд и интересов, но под влиянием воззрения на общие государственные интересы лично самого монарха, или его уполномоченного в Святейшем Синоде, обер-прокурора. В Синоде были разные обер-прокуроры: верующие, маловерующие и даже атеисты, те, которые не могли отличить молебен от панихиды. Во многом обер-прокуроры старались решать все вопросы единолично.
Об обер-прокуроре Протасове говорили, что он командовал нашими архиереями, как эскадроном: во всем железная дисциплина, безоговорочное подчинение, каждая деталь должна быть санкционирована правительством. При этом обер-прокуроре все дела обсуждались предварительно в его канцелярии, и лишь затем их представляли на рассмотрение синодальному присутствию. В канцелярии обер-прокурора часто изменялись резолюции членов присутствия. Военная дисциплина и безоговорочное подчинение считались сами собой разумеющимся.
Граф Толстой (обер-прокурор с 1865 – 1880 гг. в правление Александра Второго) оказался совершенно индифферентным к делам веры; он почти совсем не был знаком с православным вероучением и к тому же был враждебно настроен по отношению к монашеству и епископству, о чем свидетельствуют его современники.
Критиковали и Победоносцева, который 25 лет был обер-прокурором (1880-1905 гг.). При нем, кстати говоря, было открыто много, порядка 10 тысяч, церковно-приходс
Епископ Никодим (Казанцев) писал: «Члены Синода подобны птицам без крыльев, они как машины, приводящиеся в движение не своим собственным механизмом». Владыка Антоний (Храповицкий) критиковал такое положение вещей: «Существует единственный правитель Русской Церкви, имеющий больше власти, чем Патриарх, который ограничивается епископскими Соборами».
Императрицу Елизавету (годы правления 1741-1761 гг.) называли защитницей Церкви, второй царицей Пульхерией. Однако, за все ее правление Библия, названная Елизаветинской, была напечатана всего один раз, тиражом не более 1,2 тыс. экземпляров.
Екатерина II в манифесте по вступлении на престол (1762 г.) много внимания уделила своей преданности Православной Церкви. Во многом, однако, понимание ею религии было философским, во многом она смотрела на нее с точки зрения государственной пользы. В годы ее правления (1762- 1796 гг.) реформы Петра закрепились и получили дальнейшее воплощение. Была проведена т.н. секуляризация, в результате которой 2/3 монастырей было закрыто, а их земли и имущество отобраны в Госказну. Церковь была безсильна противостоять. Известна ее связь с французскими просветителями, иезуитами Полоцка. Самое серьезное противодействие секуляризация, закрытию монастырей была оказана со стороны митрополита Арсения (Мациевича). Докладная записка митрополита Арсения (Мациевича) «О церковном управлении» являлась первым формальным протестом, исходящим от российской иерархии против синодальной системы. Через ложное обвинение Арсений был лишен сана, а потом и монашества и заточен. Конечно, это было сделано неканонично. Синод под давлением Екатерины лишил его сана и предал церковному суду за оскорбление ее величества. Он был сослан на север. Здесь, однако, распространялось его влияние. По приказу Екатерины он был расстрижен, назван «Андреем - вралём». Впоследствии он был восстановлен в сане и причислен к лику святых. Екатерина стремилась возвышать архиереев из великороссов (Дмитрий Сеченов, Гавриил Петров, Платон Левшин). Историк Смолич писал: «Возможно, что Дмитрий Сеченов был единственным убежденным сторонником секуляризации церковных и монастырских земель во всей русской церковной иерархии». Во время бунта в период чумы в Донском монастыре был убит московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменски
Империя, последних лет ее царствования, представляла, по общему впечатлению, стройное и величественное здание, а вблизи, в подробностях – хаос.
В правление Павла I (1796-1801 гг.) контакты с масонами были особенно активны. Мальтийский орден подарил Павлу десницу св. Иоанна Крестителя. Большое значение для судеб России имел акт о престолонаследии (1797 г), упорядочивший передачу императорской власти по наследству, а не по избранию императора. Тем самым была подведена черта под периодом дворцовых переворотов и хаоса в этой сфере. В том же акте говорилось, что император является главой Церкви. Павел был искренне верующим человеком. Настойчиво он вручал ордена архиереем. Против этого протестовал Платон, а Гавриил отказался от мальтийского ордена. Платон попал в немилость за своё послание с критикой сурового обращения с дворянством. При Павле I духовенство было освобождено от телесных наказаний. В это время жил старец Паисий(Величковский). Это было тяжелое время, в России был упадок духовной жизни и люди, устремленные к этой жизни, покидали пределы государства, ища прибежища в пограничных районах и на Афоне. Старец Паисий явился тем руслом, через которое все достижения православной мысли Востока перешли в Россию. Он развил учение святых отцов об умном делании, трудился над переводами святоотеческих творений с греческого языка на русский. Тема моей кандидатской работы - «Преподобный Паисий (Величковский) как продолжатель исихастской традиции».
Святоотеческое же богословие в это время казалось странным, нелепым. В 1811 году был отпечатан перевод Исаака Сирина, выполненный Паисием Величковским. Перевод попал на стол первенствующего митрополита Амвросия (Подобедова). Амвросий нашел его «во многом несообразным с прямым христианским смыслом и даже нетерпимым». Советы святого Исаака Сирина «удаляться от человеков», «не заниматься телесной деятельностью», «изнурять» тело были квалифицированы как «нелепая нравственность». Тираж книги был арестован. В этом отношении интересен один факт, его можно было бы причислить к разряду курьезов, но такого рода курьез мог произойти только в атмосфере протестантского духа, царившего в духовных школах: одно время в Санкт-Петербургс
Последствием вторжения войск Наполеона в пределы России была гибель около полутора миллиона ее жителей. После Бородинской битвы (с обеих сторон в ней погибло более 100 тыс. человек – больше чем после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки) несколько часов ждал Наполеон на Воробьевых горах ключи от «бояр». Из его огромной армии через реку Березино вышло только 5 тыс. человек. Находясь в Москве, Наполеон приказал взорвать Кремль, однако этому помешал дождь и подоспевшие казаки. Русская армия, войдя в Париж (она находилась здесь до 1818 года) ничего здесь не разрушила. Император Александр I разочаровался в либеральных идеях и перешел к консервативному образу правления.
В правление императора Николая 1 (1825 – 1855 гг.) был издан «Свод законов Российской Империи», имевший большое юридическое и практическое значение. Статус Православной Церкви в нем был закреплен как «господствующей в Российской Империи», а об императоре говорилось что «Христианский государь есть защитник догматов Православной веры и благочестия».
При Николае I начали строить храм Христа Спасителя. Освящен он был в 1883 году. Высота храма -103 м. Вмещает он 10 тыс. человек. В Петербурге был построен Исаакиевский собор высотой 101 м. Этот собор вмещает 14 тыс. человек. В 20-ые годы 19 века были крещены осетины и ненцы. Активно просвещали инородцев духовные миссии: Калмыцкая (1725 г.), Алтайская (1830 г.), Киргизская (1883 г.) и др.
Царству Польскому и великому княжеству Финляндскому были дарованы такие свободные учреждения, каких не имели и сами русские, но это не удовлетворяло их – они выступали за полную независимость. В Польше образуются тайные общества. Чарторижский возглавил демократическое направление. Против восставших выступила стотысячная русская армия сначала во главе с Дибичем, а затем Паскевичем. Варшава была взята и Польская автономия ликвидирована.
В 1839 году в Белоруссии и Литве была ликвидирована уния. Главным деятелем по ее ликвидации был епископ Иосиф (Семашко).
Внешняя политика.
Персидская война 1826 – 1828 гг. Туркманчайский мир. Присоединение Ереванского и Нахичеванского ханств.
Турецкая война 1828 – 1829 гг. Освобождение Греции. Разгром Турецкого флота союзным флотом при Наварине. Захват ряда турецких крепостей. Подход к Андрианополю – заключение мира. В Закавказье были захвачены города Карс, Эрзерум.
Говоря о духовном образовании в Синодальный период нужно прежде всего отметить создание в Москве братьями Ликудами Славяно-Греко-Ла
Наиболее известные школы были в Чернигове, Ростове, Тобольске, Новгороде, Казани, Нижнем Новгороде и др. После Ликудов усилилось латинское влияние, преподавание греческого языка было отменено. Лишенное духовности богословие приобрело схоластический характер: митрополит Стефан Яворский был виднейшим представителем католической схоластики, а митрополит Феофан (Прокопович) - протестантской. О. Павел Флоренский писал: «Молились по-славянски, а богословствовали по-латински». Дискуссии превратились в умственные упражнения, между тем церковные учения это не абстрактный идеал, а выражение внутренней жизни.
Митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «В дореформенной школе не было ничего завидного, я самоучка». Отрыв богословской мысли от церковного предания был пагубен. К началу 19 века была осознана необходимость реформ. После реформы духовного образования 1814 году существенное внимание было обращено на изучение Священного Писания - к нему стали относиться не как к памятнику прошлого, а как к живому слову. К концу царствования императрицы Елизаветы в Российской империи было 26 духовных семинарий. Екатерина II повелела учредить школы при каждом архиерейском доме. Митрополит Филарет (Дроздов) в 1828 году в синодальной типографии издал Краткую священную историю и катехизис. Многие попытки после него создать более лучший катехизис успехом не увенчались. Поражает работоспособност
Об отмене крепостного права. Церковь обвиняют в том, что она не возвышала голоса в защиту самых жизненных интересов простого народа, что духовенство равнодушно к самым живым вопросам времени, что она не сочувствовала ни радостям, ни скорбям народным и в самом христианстве видят одни только загробные цели, забывая о земной стороне жизни.
Однако известно много примеров обличения духовенством богатых, убеждений помещикам обращаться с крепостными как с детьми и заботиться об их нравственном и материальном благосостоянии. Духовенство вразумляло их на исповеди. Если всеэто не действовало - запрещало принимать дары от злых.
Хотел бы немного сказать о блестящей плеяде наших церковных историков и богословов. Отцом русской церковной истории называют митрополита Платона (Левшина) (1737-1812гг). Объезжая епархию он изучал архивы, поднимался на чердаки, где обнаруживал древние бумаги и рукописи. Работа в архивах помогла ему составить первый труд по истории Русской Церкви. Митрополит Платон возобновил Оптину Пустынь, открыл Перервинскую семинарию, основал недалеко от Троице-Сергиевой Лавры Вифанский скит и в нем Духовную семинарию. Преподавание в Духовных школах он с латинского языка перевел на русский. Как член комиссии по цензуре иностранных произведений владыка много сделал, чтобы предотвратить западное влияние. В период войны 1812 года он очень близко к сердцу воспринял переживания народа и всё время молился. Отошел ко Господу, когда услышал о победе русского оружия. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805-1866 гг.) после митрополита Димитрия Ростовского - это второй агиолог нашей Церкви. Его основная заслуга в том, что он впервые ввел научную периодизацию в изучение это важнейшей богословской науки. Он основал академический журнал «Прибавления к творениям святых отцов». Вот названия некоторых из его трудов: «История Русской Церкви», «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», «Святые подвижницы Восточной Церкви». Известно, что митрополит Димитрий составил жития шестидесяти пяти угодников Божиих, жития остальных - около пятисот, вошедших в 12 томов (том на каждый месяц), составил по отечественным источникам архиепископ Филарет. Первый опыт осмысления всей церковной истории принадлежит епископу Иннокентию (Смирнову) (1784-1819 гг.).
Необычайно плодовитым в области русской церковной истории был митрополит Евгений (Болховитинов) (1767-1837гг).Преподавая в Петербургской Духовной Академии, он написал «Историческое исследование о Соборах Русской Церкви». Став епископом, он быстро перемещался по разным кафедрам, везде проводя новые исследования. Так, будучи на Киевской кафедре, он описал Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру. Один профессор писал о нем: «Это такой человек, который не провел не одного дня, чтобы не написать какое бы исследование». После него остались сотни различных инструкций и указаний, например инструкция для типографии Киево-Печерской Лавры с подробным предписанием как правильно проводить технические процессы. Митрополита Евгения по праву называют основоположником источниковедения в русской церковно-историч
Митрополит Макарий (Булгаков). Еще будучи архимандритом он написал «Очерки по истории христианства в России до равноапостольног
Выдающимся историком Русской Церкви был Е.Е.Голубинский (1834-1912 гг.). Его исследования отличает независимый и оригинальный подход к изучению источников. Только книжное изучение его не удовлетворяло. В 1912 году он предпринял полуторагодичное путешествие, побывав на Балканах, в Константинополе, в Греции, Палестине и Италии. Голубинский писал о трех типах истории: тупая (все принимающая за чистую монету), лживая и настоящая. Если митрополит Макарий писал свою «Историю Русской Церкви» в основном с положительной стороны, то Голубинский поставил перед собой неблагодарную задачу изобразить негативные стороны. Естественно, это вызвало поток критики. Голубинский отличался прекрасным знанием русских летописей. Он открыл много новых фактов, внес множество дополнений и поправок в общепринятые представления. Он был сторонником норманнской теории, считал, что Христианство пришло к нам не с Византии, а с севера (в настоящее время это теория отвергнута и церковной и светской исторической науками). Отношение к Голубинскому со стороны сообщества церковных историков неоднозначно: одни настроены к нему резко отрицательно, другие более умеренно (они считают, что без новых его материалов невозможно построить русскую церковную историческую науку). Весьма спорным в свете новых данных является утверждение Голубинского, что подлинное просвещение у нас начинается только с Петра 1. Наших далеких предков, живших в допетровскую эпоху, он укоряет за поверхностную набожность. У Голубинского мы видим полное переосмысление традиционных взглядов на многие события в нашей церковной истории. Голубинский точно удивляется всякий раз, когда убеждается в надежности и достоверности своих источников или памятников. Он всюду ожидает встретить подделки, подлоги, искажения, недостоверные сказания, суеверные слухи, поверия, легенды. Он всегда предполагает возможность намеренного обмана. Несомненно, что к его сочинениям необходим критический подход. Упомяну еще два труда маститого профессора: «История канонизации русских святых» и «К нашей полемики со старообрядцами». В последней работе Голубинский пересмотрел традиционный взгляд на старообрядчество как явление, сложившееся к середине XVII века. Он, как и профессор Каптерев, считал на основании и анализа многих письменных источников, что вместе со своим крещением Русь приняла и двуперстие и другие сохранившиеся старообрядцами обряды. В связи с этим приведу большую выдержку из уже упоминавшейся работы Смолича: «Раскол бы глубокой болезненной раной на теле Русской Церкви, не заживавшей в течение всего синодального периода, сильно ослабившей духовную силу Церкви. Борьбу с расколом Церковь поставила во главу своей миссионерской деятельности, растрачивая бесплодно свои силы и упуская из виду, вследствие этого, другие важные задачи пастырей. Руководство было в руках государства, что окончательно дискредитировало миссионерскую деятельность Церкви и подорвало церковный авторитет». В последние годы жизни Голубинский ослеп. Это испытание он нес безропотно, оставаясь аскетом и безсребреником.
Учась в московских духовных школах, в читальном зале я много времени посвятил чтению дореволюционных духовных журналов: «Труды Киевской Духовной Академии», «Православный собеседник», «Христианское чтение», «Странник», «Воскресная беседа», «Московские церковные ведомости», «Душеполезное чтение», «Богословский вестник», «Вера и разум» и др. Духовное образование в России несколько раз реформировалось. Так, согласно реформе 1884 года, был учрежден духовник духовных школ. Усилено изучение богословских предметов. Особое внимание было обращено на развитие миссионерских предметов. В 1910 -1912 гг. прошла последняя реформа. Согласно ей ректор Духовной академии должен быть в епископском сане, а инспектор в сане архимандрита. В сане должны были быть не менее половины преподавателей. Посещение храма студентами стало обязательным. В 1882 году было учреждено Православное Палестинское Общество. Его попечителем был великий князь Сергей Александрович. Это была единственная дореволюционная организация, которая не прекратила своего существования и в советское время. Активно действовало «Общество любителей духовного просвещения» и многочисленные братства. Упомяну из числа известных профессоров МДА двух - Н.Каптерева и А.Лебедева. Каптерев не стремился к созданию широких полотен в своих работах. Он ставил проблемы. Важнейшие его труды: « Светские архиерейские чиновники в древней Руси», «Характер отношения России к Православному Востоку», «Патриарх Никон и противники его церковных реформ», «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» в двух томах. Лебедев известен, прежде всего, как компилятор и популяризатор. Важнейшие его труды: «Вселенские Соборы 4-6-го веков», трехтомник о Византии, в котором дано цельное изображение жизни византийского общества, «История Греко-Восточной Церкви от 1453 г. до настоящего времени». К 1917 году в Российской империи было 78 тыс. церквей и часовен, 120 тыс. священнослужител
Но главное, подчеркнем это еще раз, это, конечно, святые, жившие в это время. Скажу несколько слов о двух из них –святителе Феофане Затворнике и святителе Игнатии (Брянчанинове). Святитель Феофан Затворник пробыл в затворе 28 лет (с 1866 до 1894 г.; умер в праздник Богоявления). 1872 году после Пасхи он прекратил всякое общение с людьми, кроме переписки, и затворился в келье в Вышенской пустыни, где была церковь в честь Богоявления Господня. В этом храме он совершал литургию в воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет ежедневно. Профессор Бронзов писал, что затвор дал возможность владыке Феофану стать глубоким христианским психологом и оставить богатое богословское наследие, с которым он делился со многими людьми. Письма святителю шли со всей России - в последние годы он получал до 40 писем в день. Писали ему и представители высшего света и интеллигенции, очень много писем было от простых русских людей. Святитель очень чутко улавливал духовные потребности людей, с которыми у него устанавливались искренние сердечные духовные связи. Он просто и глубоко решал все вопросы и недоумения, сознавая всю ответственность. В 1891 году за совокупность трудов святителю Феофану было присвоено почетное звание доктора Богословия. Он автор трудов трех видов – нравоучительных, экзегетических (истолковательны
Святитель Игнатий (Брянчанинов), мощи которого покоятся в Толгской обители, известен, прежде всего, своим пятитомником «Аскетические опыты». Наследие первых подвижников благочестия он сумел изложить языком, понятным современникам. Много делал Святитель для возрождения монашества. Довольно критически он отзывался о современном ему монашестве: «Многие ныне жалуются на него (монашество), видя или отыскивая в нем разные недостатки; но монашество - барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутый, с точностью показывает состояние погоды на улице, - состояние вообще христианства». Монашество доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся писаниями отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет...
Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Монастыри, которые должны быть пристанями, превратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь.
Прежде умное делание было чрезывычайно распространено и между народом, ещё не подвергшемся влиянию Запада. Теперь всё искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего».
«В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли».