Игумен Кирилл (Сахаров). В Великом Новгороде у великих святынь. Часть 1
Часть 1
Наименование «Великий» было усвоено Новгороду в 14 веке (по европейским меркам здесь было крупное поселение) и возвращено указом Ельцина в 1999 году, когда городу исполнилось 1140 лет. Вообще, в начале 90-х годов Новгороду были возвращены старые названия многих площадей и улиц. Восстановили даже должность посадника, но тот, кого на эту должность избрали, был на ней первым и последним.
Первое, что я с участниками поездки услышал, был рассказ о реке Волхов – главной водной артерии, которая проходит через весь город. Только одна эта река вытекает из озера Ильмень (47 км длиной и 38 км шириной, самая большая глубина озера – 57 метров). Впадает она в Ладожское озеро. Длина реки 254 км. Кстати, Ладожское озеро называют пресноводным морем. В нем даже тюлени водятся. За чистотой воды в этом озере всегда строго следили. Помню, как в конце 80-х годов, когда я плыл по Ладоге, за борт теплохода запрещалось выбрасывать даже фантики от конфет. Волхов был главной водной артерией знаменитого пути из варяг в греки. Кто контролировал Волхов, тот контролировал и этот путь.
По одной из версий, город Новгород образовался из нескольких поселений, которые слились воедино. Изначально здесь жили финно-угорские племена, славянская колонизация пришла позднее. Что касается варяг, то историки спорят до сих пор, кто это – скандинавы или западнославянско
Одно из самых поразительных впечатлений о Новгороде – это обилие в нем и его окрестностях монастырей. К середине 17-го века их было более 60-ти. В Москве монастырей было почти втрое меньше, хотя в столице они были более крупными. Кроме множества монастырей в Новгороде было большое количество приходских церквей, причем во многих из них проходили ежедневные службы. Особенность Новгородской земли – наличие в ней множества святых источников и часовен. Известный духовный писатель первой половины 19-го века Муравьев назвал Новгород «киотом святыни русской».
Республика в Новгороде учреждается после восстания горожан против князя Всеволода в 1136 году. Всеволода обвиняли в том, что он не заботится о «черных людях», т.е. бедняках; в том, что он, не посовещавшись с горожанами, начал войну с суздальцами. Князь был вынужден уехать в Псков. Тесные контакты Новгородская республика имела с Византией и Афоном. Были даже попытки достижения церковной автокефалии, но Константинопольс
После реформы патриарха Никона, с середины 17 до середины 19 века в Новгороде было уничтожено больше храмов (под тем предлогом, что они были ветхими, по сути же потому, что с точки зрения тогдашнего духовного начальства их было «слишком уж много»), чем даже при советской власти. После того как Петербург стал новой столицей, Новгород стал приходить в упадок, терять значение северного центра России. Возможности содержать все храмы в полной мере как прежде уже не было. Управляли архиереи из Петербурга. Сохранились их указы о том, чтобы те церкви, которые стоят «без пения и службы», разбирать. После Никона митрополитом в Новгороде был Макарий. Будучи в Москве на Соборах, он все подписывал, но, возвращаясь в Новгород, никаких новшеств, принятых в Москве (касательно иконописи, в частности), не внедрял, и все оставалось по-прежнему.
Еще одна трагическая страница Великого Новгорода. В августе 1941 года город был сдан немцам. Советские войска отошли за Волхов. Образовался Волховский фронт. Дальше уже немцев не пустили. До января 1944 года город находился в оккупации. Шла жестокая борьба за Новгород, город был на линии огня. Отсюда много разрушений. Ряд храмов был сметен огнем немецкой артиллерии и превратился в груду развалин (в частности, Кирилловский монастырь). После войны сохранившиеся фрагменты росписей ряда разрушенных церквей реставраторы собирали в мастерских, шла очень медленная кропотливая работа, далеко не завершенная и по сей день. Когда немцы вошли в Новгород, здесь был единственный действующий храм – церковь Архангела Михаила на Прусской улице. После войны Михаило-Архангел
В войну часть новгородских древностей была эвакуирована, часть вывезена в Германию, откуда не все вернулось, а часть погибла. В храм св. Иоанна Крестителя на Опоках, где находилось хранилище икон, попала зажигательная бомба, и все выгорело. Многое вывозили на баржах, немало из которых было потоплено немцами. Невольно подумалось, сколько же всего было здесь, если столько еще сохранилось! Нужно отдать должное музейным работникам, которые многое спасли. В 30-е годы, например, музейные работники Новгорода, защищавшие местные древности от разрушений, были обвинены в создании контрреволюционн
Ряд церквей города после их разрушения в годы войны так и не были восстановлены. Прискорбный факт: в Новгороде нет ни одного поклонного креста или даже памятной доски в память о разрушенных храмах, например, о храме свв. Флора и Лавра 1377 г., который был разрушен немцами, около здания нынешнего областного Правительства (этот храм вообще не восстановлен), а также многих других памятниках древности.
Современная планировка города была произведена при Екатерине II.
Перед революцией коренное население города составляло около 50 тысяч человек. Гражданская война, довоенные репрессии, в том числе против «религиозников», Великая Отечественная (когда город был освобожден от фашистов, в нем было не более 50 человек), эвакуация привели к тому, что коренных жителей в городе практически не осталось. Кстати, новгородская ЧК обосновалась в Десятинном монастыре. После войны по разнарядкам город заселяли из деревень области и других регионов. Таким образом, почти все жители города оказались пришлыми. Новгород хотели сделать регионом пониженной религиозности, где верующих меньше, чем церквей. В 50-70-е годы Новгород стремились превратить в промышленный центр. Было построено несколько крупных промышленных предприятий: химзавод «Азот» (ныне «Акрон»), электронные заводы (выпускали продукцию оборонного характера плюс телевизоры «Садко») и др.
Очень много церквей в Новгороде были построены в 14 веке. Этот век считается Золотым веком Новгорода. Кратко расскажу о некоторых из них.
Воскресенский Деревяницкий монастырь. Его строителем был св. архиепископ Моисей. В главном Воскресенском соборе (нач. 18 в.) археологами открыты остатки храма 14 века. В прошлом году сильным ветром сорвало покрытие главного купола (реставрация прошла в 60-е годы). Прочие купола тоже под угрозой. В трапезной палате располагается храм, построенный на рубеже 17-18 веков. До революции здесь располагалось епархиальное женское училище. В настоящее время в этом здании Центр реабилитации для страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Успенская церковь в Волотове. Реставрация началась только в начале нынешнего века. В отличие от других древних храмов, остатки фресок которых восстанавливаютс
Церковь Преображения в Ковалеве. Как и во многих других местах города, здесь раньше был монастырь. Сохранилось имя строителя этого храма – боярин Онцифор Жабин. Этот храм был восстановлен из руин. Внутри храма обратили на себя внимание написанный на стене восьмиконечный крест около жертвенника и фреска с изображением святителя. Рядом с храмом – руины трапезной палаты 16 века. На хорах располагаются т.н. каморы – это могли быть как кладовки, так и приделы. Поразило то, что в этом храме, как сказала смотрительница, за последние десятилетия никогда не служились молебны, а ведь в древности в Новгороде духовная жизнь протекала очень напряженно, о чем свидетельствуют как раз эти приделы на хорах (или на полатях). Т.е. у людей помимо молений на службах в основном храме была еще потребность и в сугубой молитве в более уединенном варианте. Теперь же есть такой суеверный обычай: в день свадьбы на счастье трижды обходить вокруг этого храма. Обратила на себя внимание звонница на притворе храма в виде простой балки для крепления колоколов.
Церковь Преображения на Нередице была построена князем Ярославом в память двух своих погибших сыновей. От 12 века сохранились входные двери из храма на хоры. Сохранились и подлинные жертвенник и престол. Кстати, престол прямоугольной формы. Такой престол я видел в одном древнем сербском монастыре. В послевоенный период у нас архиереи западно-украинск
Церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этот храм принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви. Располагается он близ земляного вала на Торговой стороне города. Основан был архиепископом Моисеем в 1354 г., существующее каменное здание возведено в 1384-м. Прежде чем стать городским приходом, при храме располагался монастырь – тогда это был пригород. Монастырь был женским, как и многие новгородские монастыри в то время. Они были небольшими, не более 10 насельниц. Основная часть храма относится к 14 веку, она была построена при архиепископе Алексии. К храму примыкает пристройка конца 17 века. В целом храм неплохо сохранился – катаклизмы времени его меньше задели. На территории храма крестом обозначено братское захоронение. Есть еще надгробные плиты на захоронении екатерининского времени. Здесь же в начале 2000-х был найден фрагмент каменного креста, надпись на котором, до сих пор полностью не прочитанная из-за плохой сохранности, может свидетельствоват
С РПЦ у старообрядцев Новгорода сложились добрососедские отношения. На прошении к митрополиту Льву дать согласие на передачу им церкви св. апостола Иоанна Богослова, владыка написал следующую резолюцию: «Бог да благословит доброе намерение». Митрополит Лев – сын священника, родом из Белоруссии. Последний келейник митрополита Никодима (Ротова). Такой интересный факт: как-то в начале 90-х годов владыка пожелал посетить музей, но этот визит не состоялся, т.к. прежний руководитель музея сказал, что архиерею придется, как и всем, заплатить за билет…
Церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Была построена в 16 веке на месте храма 14 века. С 1992 года – это действующий храм. При входе оригинальная табличка-предупр
Набережная рядом с храмом названа в честь св. благоверного князя Александра Невского. На ней стоит памятник князю (напротив городского вокзала, построенного в русском стиле, есть еще бюст св. Александра). Неподалеку был монастырь в честь св. Евфимии Прехвальной. Сейчас на этом месте располагается инфекционная больница. Неподалёку, на Московской улице, стоит часовня начала 19 века. Она была построена на месте остановки траурного поезда с останками императора Александра I.
Церковь Воскресения на Красном поле. Раньше здесь был монастырь. Постройка храма относится к 16 веку, колокольни – к 19-му. В советское время в храме располагалось общежитие связистов, а затем склад. Он был убран из храма в 90-е годы. Много потрудились над восстановлением храма советские реставраторы. К 80-му году их трудами была восстановлена колокольня. Несмотря на то, что рядом с храмом находится элитный микрорайон города, храм до сих пор не открыт. Инициативная группа по его открытию регулярно совершает крестные ходы вокруг храма. Неподалеку от храма – Тихвинский источник.
Церковь Рожества Богородицы на Молоткове. Раньше здесь был монастырь, а сейчас располагается община старообрядцев-бе
Местные власти были против передачи храма. Решающую роль в его передаче сыграл Горбачев, к которому обращались верующие. Примерно половина храма относится к 14 веку, приделы к 19-му, а оставшееся – к 17-му веку. В 50-е годы прошлого века храм был законсервирован, после чего началась его реставрация. Расписан храм никогда не был. Вокруг купола – пояс из изразцов. Главная святыня храма – икона Рожества Богородицы. Не так давно она была украдена, но, слава Богу, вскоре была возращена на место. Ограждает эту своеобразную «безпоповскую лавру» современный забор, между секциями которого установлены резные столбики. Монастырь при храме был основан матерью св. Александра Невского. В прошлом прихожанами храма была семья Рахманиновых. В 1994 году община получила второй храм – в честь прп. Михаила Малеина, - построенного при царе Михаиле Феодоровиче. В годы Великой Отечественной войны в храме располагался немецкий госпиталь. Рядом с храмом находились могилы умерших в госпитале немецких солдат и офицеров.
Псков по размерам меньше Новгорода, а церквей в нем не меньше и практически все они переданы местной епархии. В Новгороде процесс передачи храмов протекает более медленно. Большинство храмов недействующие. В Пскове у старообрядцев-по
Монастырь св. Николы в Приворотниках, на нынешней ул. Пестовской, был разрушен, вероятно, ещё в 17-м веке, в результате шведской оккупации. В 1920-30-е годы было много разрушений: в городе рушили колокольни, часовни, деревянные храмы и храмы более поздней постройки (например, Лазаревскую церковь 19 века).
Монастырь прп. Антония Римлянина. Когда вошли, обратили внимание, что на крестах куполов главного собора сидят белые чайки, причем, в направлении на восток. Помимо Богородице-Рожде
Ныне в соборе располагается филиал музея. Богослужение здесь совершается один раз в году – на память прп. Антония. Трапезный храм действует. Он считается университетским храмом (раньше в его зданиях располагалась духовная семинария – она была открыта в 1748 году). Долгое время в храме была дискотека и спортзал. В 2000-е годы был освящен придел храма в честь свт. Тихона Задонского (святитель был пострижен в монастыре в монашество). Известно из его жития, что он удалился из монастыря под Воронежем, в котором игумен был склонен к старообрядчеству
Рождественское кладбище. При входе на кладбище сразу бросилась в глаза «скромная» эпитафия на могиле некоего Салманова: «Пока этот мир будет жить, имя твое и твой след не забыть». На кладбище похоронена мать композитора Рахманинова и знаменитый новгородский реставратор Шуляк Любовь Митрофановна - «бабушка новгородской реставрации», - умершая в возрасте ста лет (1996 год). Церковь Рожества Христова на кладбище была построена в 14 веке. Раньше здесь был монастырь. Перед входом в храм - закрытый стеклом подсвечник. Единственное, что могут сделать посетители кладбища – это поставить свечку здесь. В куполе храма образ Спасителя. Оттуда на расписанные стены храма как бы проистекает благовестие через изображения пророков, апостолов и т.д. Росписи были открыты в начале 19 века. В стиле росписей чувствуется сильное балканское влияние. Вдохновенные лики святых. Памятник древности находится в аварийном состоянии. Видна огромная трещина. На втором этаже располагается экспозиция, рассказывающая об истории строительства храма. К сожалению, уже многие годы в храме не совершаются службы. Рядом с Рожественской церковью была Никольская церковь 18 в. Она была построена на месте казни опальных бояр Долгоруких. Разрушена эта церковь была в 30-е годы. Сейчас на месте Никольского храма разные захоронения. Раньше на месте кладбища и его окрестностей было Красное поле, откуда открывалась панорама города. Взгляд отсюда должен был внушать идею об огромности города. В храме Рожества Христова я пропел на глас тропарь и кондак.
Церковь вмч. Федора Стратилата на Ручью была построена в 14 веке, а трапезная и колокольня в конце 17 века. Внутри храма все было забелено – фрески начали открывать в начале 20 века и в советское время. После войны шатер храма сбило, а крыша его сгорела. Архитектура храма являет собой идеальный новгородский стиль. Западное влияние выразилось в устройстве порталов готической формы. Интересно, что в период немецкой оккупации 1941-44 гг. первый из назначенных захватчиками бургомистров издал книгу под названием «Памятники немецкой архитектуры в Новгороде». Сюда вошли все храмы, в которых было хоть что-нибудь в готическом стиле. Цель издания - предотвратить разрушение новгородских памятников иноземцами. Из изображений в храме запомнились прп. Ефрем Сирин, лики святых в диаконнике и святых жен в задней части храма (у липован – русских старообрядцев, живущих в Румынии, эта часть храма называется «бабник»). Расписывали храм, возможно, ученики Феофана Грека. В новейшее время службы в храме не совершались. Сейчас здесь иногда проходят концерты духовного пения.
Церковь св. вмч. Никиты. Стены этого храма до сводов относятся к 16 веку. Сохранилась столпообразная колокольня. Храм был пятиглавым. Иван Грозный возвёл этот храм, вероятно, с целью произвести впечатление на жителей города, устроил при храме придел в честь св. Николы. К сожалению, в противоборстве двух концепций возрождения храма - Министерства культуры (с ориентиром на 19 век) и местной епархии (с ориентиром на 16 век) – возобладала первая позиция. Были потрачены десятки миллионов рублей, храм утратил свой древний облик и епархией не был взят. А одно время в подклете храма ночевали бомжи, один из которых даже погиб здесь (задохнулся в дыму от костра, который сам же и развел, чтобы согреться, дело было зимой). Сейчас храм стоит пустой. Вокруг храма была обходная галерея. Нынешняя галерея не древняя, а позднейшего происхождения.
Никольский собор (12 век). Строителем собора был епископ Никита. Собор был открыт немцами в годы оккупации. Закрыли его в хрущевское время (тогда епархия была практически разгромлена; последним архиереем до упразднения епархии и присоединении её остатков к Ленинградской митрополии, был архиепископ Сергий (Голубцов)). После закрытия собора верующим был передан храм апостола Филиппа с примыкающей к нему Никольской церковью. В начале нынешнего века новгородский архиерей ходатайствовал о передаче собора Церкви. Директор музея, располагавшегося в соборе, резко выступил против. Владыка отступил. Нынешний директор музея является членом приходского совета Софийского кафедрального собора. Она была так же делегатом от Новгородской епархии на Поместный Собор, избравший нового Патриарха. Несмотря на все это, вопрос о передаче собора больше не поднимался. В хрущевское время собор закрыли – в нем разместились Музей атеизма и планетарий. Теперь здесь действует экспозиция по истории храма, устраиваются различные временные выставки.
Знаменский собор. Построен в 17 веке на месте храма 14-го века. Храм был специально построен для чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Икона прославилась в 1170 году. Суздальцы тогда взяли в осаду Новгород. Казалось, что город обречен. Архиепископ Иоанн усердно молился в Кремле перед иконой Спаса о спасении города. Услышал глас: «Возьми образ Пречистой, пройди с ним по стенам города и узришь спасение граду». Когда крестный ход с иконой начал двигаться, то противник стал обстреливать его из луков. Несколько стрел попало в икону, и тогда Богородица отвернула свой лик от суздальцев и повернула его к новгородцам. Из глаз Богородицы обильно потекли слезы, так, что все облачение архиерея намокло. На суздальцев нашло помрачение и они стали стрелять друг в друга. Воспользовавшись этим, новгородцы предприняли вылазку и разгромили врага. Икона была помещена в Софийский собор в 1991-м. В главном куполе Софии был изображен Спаситель с благословляющей десницей. После написания образа на следующий день было обнаружено, что рука Спасителя сжата. Несколько раз переписывали сжатую десницу на благословляющую. Голос, исходящий от образа Спаса, повелел не писать Его с благословляющей десницей, а именно со сжатой: «Я держу Новгород в Своей деснице, если Я ее разомкну, то городу будет гибель». Это и произошло в последнюю войну. Знаменский собор был расписан в конце 17 – начале 18 вв. Эти фрески сохранились доныне, теперь здесь музей. На Балканах, как известно, во многих древних храмах видны насечки от сбитой турками росписи. Так часто поступали и у нас в Синодальный период.
Церковь свщмч. Власия (начало 15 века).
Петровское кладбище. Здесь два храма: свв. верховных апостол Петра и Павла (12 век) и неподалёку Благовещения (12 век; завершение 17-го века). В этом храме самый большой объем сохранившихся фресок 12 века (как правило, где фрески – там музей). Только четверть храмов Новгорода являются действующими, а две трети – свободны – как в Смутное время стоят «в пусте и без пения».
Воскресенский монастырь на Мячине находится практически в центре, но из-за окружающей сельской по типу застройки как бы за городом. Собор «Уверение Фомы» построен в 15 веке на месте храма домонгольского периода, на его фундаменте. Когда храм ветшал, его разбирали и вновь строили на старой основе. Еще до революции обрушились своды этого собора. Восстановлен он был в советский период. Рядом с собором церковь св. Иоанна Милостивого (14 век). Повреждена во время войны, реставрирована в начале 60-х годов. Старообрядческий митрополит Андриан в 2004-м посещал это место, изучая возможность открытия монастыря.
Троицкая церковь на Пробойной улице (начало 18 века). Этот храм был передан Новгородской митрополии. Но пока в нем архиерей только однажды совершил молебен. Строили этот храм в петровское время. Несмотря на это, храм был построен в древнерусском стиле.
Церковь св.вмч. Димитрия Солунского (14 век). Была построена в память о Куликовской битве. Семь лет новгородские старообрядцы ходатайствовали о передаче им этого храма. Однако, т.к. он находится в центре города, то передали его Новгородской митрополии РПЦ МП.
Рядом недействующая церковь свщмч. Климента Римского (начало 16 столетия).
Церковь св. апостола Филиппа. Долгое время этот храм был единственным действующим храмом города. Из-за плотной застройки буквально спарен с ним Никольский храм. Этот храм был построен заново. Советские архитекторы вернули ему древний вид. Мне довелось побывать в нем вместе с участниками Юбилейной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году (в конференции принимали участие такие известные богословы, как протопресвитер Иоанн Мейендорф, архимандрит Рафаил (Карелин) и др.). Напротив храмов большой деревянный дом местного дореволюционного краеведа Передольского. Здесь был частный музей, в котором имелось большое количество древностей. Епархия добилась передачи этого дома под воскресную школу. После этого старые деревянные стены были разобраны – деревом вновь обшили уже каменные стены. Местные краеведы стали судиться с епархией, но та, при поддержке губернатора Прусака, отстояла свое право. Губернатор буквально продавил решение в пользу епархии. И это несмотря на то, что оно было в пользу краеведов, но это решение, однако, не было исполнено. И это несмотря на то, что протестующих возглавлял нынешний зам. директора музея, являющийся теперь депутатом Гордумы. Этот случай был подробно описан в книге диакона Александра Мусина «Вопиющие камни. Русская Православная Церковь и памятники культуры на рубеже 20-21 веков». Неподалеку от храма ап. Филиппа находится часовня в честь Печерской иконы Божией Матери. Названа она так в связи с тем, что эта икона была явлена на печи. К сожалению, часовня в неприглядном состоянии.