Игумен Кирилл (Сахаров). В Великом Новгороде у великих святынь. Часть 2
Часть 2
Церковь св. пророка Илии на Славне. На этом месте было одно из древнейших славянских поселений. На месте деревянной церкви в конце 12 века была построена каменная. Храму исполнилось 560 лет. Колокольня была разрушена в 30-е годы. В войну от удара снаряда была разрушена кладка в основании купола, но он устоял. Так как не было ремонта, в 1950-м году купол рухнул. После войны город был в руинах, людям негде было жить. Поэтому храм перестроили в жилой дом. Люди здесь жили до 2011 года. Отопление было печным, удобства – на улице. После выезда жильцов дом стали сдавать в аренду художникам. Было семь арендаторов. Четыре из них после передачи храма старообрядческой общине уже выехали, а трое еще будут находиться здесь до 2016 года. Всего в храме 5 престолов, в т.ч. два на полатях; ещё два в обходной паперти, справа - в честь свв.мчч. Кира и Иоанна, левый в честь Всемилостивого Спаса. Левая часть паперти с приделом была построена в 19 веке. Общая площадь храма ок. 900 кв.м. Поскольку под храмом огромный подклет – нет нужды в подсобных помещениях.
Настоятель, о. Александр Панкратов, планирует при храме устроить приют для паломников, а также для русских старообрядцев, приехавших из других республик. В настоящее время в здании разбирают перегородки советского времени. В центральной части храма устроена моленная, в которой совершаются все службы, кроме Литургии. Совершал здесь молебен и Предстоятель Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий. Как и все новгородские храмы, этот храм находится в реестре всемирного наследия ЮНЕСКО. На проект его восстановления необходимо 5 млн. рублей. Перед храмом ещё недавно был густой лес, а совсем рядом жители соседних домов разбили сиреневый сад. До вырубки леса это место облюбовали местные пьяницы, здесь было найдено немало пустых бутылок. Теперь земля передана храму.
Видя огромность предстоящих работ, можно было бы впасть в уныние. Невольно вспомнились слова из Евангелия: «Сие надлежит делать и того не оставлять» (имеется в виду первый переданный старообрядческой общине храм). Я, однако, настроен оптимистически, потому что дело возрождения храма в надежных руках ревностного пастыря о. Александра Панкратова. Когда старообрядцы попросили передать им этот храм, им предложили обосновать их просьбу хоть в какой-то степени. Обоснование было дано. Оно заключалось в том, что в храме в петровское время служил священник Никифор Лебедка, который был жестоко казнен за свою приверженность к древнему благочестию. На исповедь к этому священнику приходил знаменитый сподвижник Петра Первого Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. После победы в Северной войне Петр принял титул императора. Когда ему доложили, что Никифор тайно придерживается старой веры, делу дали ход. В Тайной канцелярии от священника потребовали отречения от древнего благочестия. Т.к. он отказался, его жестоко казнили - то ли через четвертование, то ли колесование. Как мученика за старую веру предполагается после восстановления храма причислить его к лику святых.
Как известно, о. Леонтий Пименов восстанавливал свой храм в г. Орехово-Зуево 23 года. Я думаю, что о. Александр восстановит этот храм за более короткий срок. Рядом с Ильинским храмом находится Петропавловская церковь (начало 14 века). Эта церковь находится в списке храмов, предназначенных для передачи Новгородской митрополии. В 17 веке к храму пристроили трапезную – она была разрушена в войну, но, как позднейшая пристройка, не была восстановлена советскими архитекторами. Оба эти храма находятся рядом с одной из территорий новгородского водоканала (в настоящее время здесь он не функционирует). Напротив храма св. Илии – гараж Новгородского епархиального управления.
Варлаамо-Хутынск
Прп. Варлаам отличался глубоким милосердием. Однажды он взял на покаяние в монастырь человека, приговоренного к смертной казни через сбрасывание с моста в Волхов. Воскрешал мертвых. По его молитвам однажды летом выпал снег. Он предсказал это после встречи с архиепископом - о том, что в следующий раз они встретятся через полгода, и он приедет на санях. Тогда было нашествие саранчи – мороз же ее прибил, а после взошло солнце, снег растаял и талой водой червей смыло. В память об этом чуде, до разгона монастыря большевиками, совершался крестный ход.
При входе в обитель на входных воротах обращает на себя внимание большое изображение основателя монастыря с клеймами, рассказывающими о его житии. На одном из клейм изображен прп. Варлаам, ведущий медведя на суд к великокняжескому двору. В соборе находится копия иконы «Видение пономаря Тарасия» (оригинал находится в музее). На иконе изображен весь Новгород: Кремль, Юрьев монастырь, Никольский собор, Знаменский храм, церковь пророка Илии на Славне и т.д. Рядом с молящимся человеком изображен ангел-хранитель, который ограждает его. А от другого, который не молится, ангел с плачем отходит. Прп. Варлаам, восставший из-под раки, молится у Царских врат о граде и людях. Кстати, из прежних принадлежностей монастыря сохранилась только массивная каменная плита черного цвета над мощами преподобного. В обители почитается мироточивая Почаевская икона Богородицы. В день ее прославления монастырь вновь открылся. Перед этой иконой усердно молятся об умиротворении Украины. Икона Преображения написана на камне, привезенном с горы Фавор. Всего в обители было 5 храмов. Преображенский собор был летним. Росписей в нем не было. Обращает на себя внимание белокаменный портал в нем, как в Благовещенском соборе Московского кремля. Варлаамовская церковь с приделами прп. Антония Великого и свв. равноапостольных Константина и Елены. Храм в колокольне был посвящен пророку Илии. Всехсвятская церковь и кладбищенская церковь в честь святителя Григория, просветителя Армении, не сохранились. Не сохранилось и братское кладбище. В 1949-1951 годах немецкие военнопленные извлекали в монастыре камень на восстановление Новгорода. Из этого камня были построены дома в центре города. О том, как монастырь разбирался, показано в фильме «Пятеро смелых». Насельник Хутынской обители о. Феодосий был строителем Александро-Невск
Известно видение слепой монахини, как из этих ворот выходило множество святых с Владимирской иконой Богородицы. Они оставляли Москву, но преподобные Сергий и Варлаам умоляли этого не делать. Некоторое время в стенах обители жил известный старец о. Павел Груздев. Он поведал о мученической кончине последнего наместника обители архимандрита Серафима. После разгона обители о. Серафим служил в одном сельском храме. Однажды на службе он надел митру. В это время шла кампания по изъятию церковных ценностей. Митру у него забрали, а ему отрубили голову. Рядом с монастырем, на горке, насыпанной прп. Варлаамом, находится часовня, посвященная ему. Внутри часовни была пещера. Ближе к деревне еще две часовни. Здесь находится колодец, в котором освящают воду в особые дни, когда это предписано по уставу. В окрестностях монастыря находится 11 горок-холмов с захоронениями князей, подобно Аскольдовой могиле в Киеве. Они охраняются.
Прп. Варлаам в хронологическом списке Новгородских святых занимает 12-е место (1-й – Иоаким из Корсуни). В акафисте преподобному говорится о том, что он изгнал из этих мест зверей и ядовитых змей (в радиусе 12 км). Вновь монастырь открылся в 1994 году. Тогда сюда прибыли 5 сестер из Пюхтицкой обители. К этому времени ВООПИК отреставрировал Преображенский собор и часть жилого корпуса (значительный объем собора пришлось переделывать). Когда епархии предлагали взять монастырь, было очевидно, что приход здесь устроить нереально. В случае отказа взять монастырь, архиерею было сказано: «Тогда здесь будет устроена зона отдыха». Еще здесь проводили свои учения альпинисты. Сначала попытались открыть монастырь как мужской, каким он был раньше. Однако из этого ничего не получилось. Из Николо-Вяжищског
Некоторое время в обители в заточении находился страдалец за древнее благочестие епископ Павел Коломенский. Я помолился об его упокоении.
Вначале мы питались в трапезной для паломников (осталось впечатление «вечного поста»). Потом игумения пригласила меня в сестринскую трапезную. Как-то вечером за приемом пищи, сидя за столом рядом с приезжим священником (он был вместе с семьей), я спросил его: «Откуда будете, батюшка?» На мой вполне дежурный вопрос он ответил: «За Можайском, где телят не гоняют». Я: «Наверное, из глухой деревни Новгородской епархии?» Он: «Мы тут к одной знакомой монахине приехали». Все понятно… я ему про Фому, он мне про Ерему. Сколько раз приходилось сталкиваться с проявлением замкнутости и подозрительности среди духовенства! Похоже, что духовное сословие – одно из самых робких на Руси… Конечно, во многом это объясняется теми ужасными гонениями, которые были, особенно в 20-м веке.
В монастыре было не совсем понятно, во сколько начинаются службы, как заказать экскурсию. В гостинице висело объявление, что на время Литургии она закрывается. Потом выяснилось, что это относится только к воскресным и праздничным дням. Неопределенность приводит к большим потерям времени и разным недоразумениям. На Берсеневке мы постарались все это учесть, многие орг. моменты зафиксировать в соответствующих инструкциях. В обители располагается резиденция правящего архиерея. При ней имеется домовая церковь во имя свт. Льва Катанского.
Ярославово дворище. Здесь был княжеский дворец и торговые ряды – тысячи лавок. Петр I повелел вместо деревянных устроить каменные торговые ряды. Раньше этот район был густо заселен. Теперь здесь парковая зона. Все церкви, находящиеся здесь, не действуют.
Церковь Рожества св. Иоанна Предотечи на Опоках была построена в 12 веке, в 15 веке при архиепископе Евфимии ее перестроили. Это был один из семи соборов, в которых настоятелями были поповские старосты – благочинные. В нижней части храма хранились эталоны мер и весов. Сюда за определенную пошлину обращались те, у кого возникали подозрения, что их обмерили или обвесили. Сейчас в этом храме находится архивохранилище.
Церковь св.вмч. Георгия Победоносца. Нижняя ее часть была построена в 14 веке, а верхняя – к петровскому времени. Рядом с церковью – руины часовни, где под спудом находятся мощи блаженного Феодора. Сей блаженный притворно враждовал с другим новгородским блаженным Николой Кочановым. Целью этой мнимой вражды было желание показать тщетность человеческих обид. Это было очень актуально для Новгорода, где в разных районах были свои веча, после которых жители с дубьем в руках выясняли отношения. Перед главным вече заседал правительственны
Церковь Успения на Торгу. (12 век, верхняя часть относится к 16-17 векам).
Церковь Параскевы Пятницы была построена в начале 13 века купцами из Смоленска. Храм имеет крестообразную форму, характерную для смоленского зодчества (напоминает храм прп. Александра Свирского в Смоленске). Вокруг храма обходная галерея. Сейчас в храме музей. В первом ярусе храма в 15-16 вв. был устроен подклет. Внутри храма с четырех сторон хоры на очень большой высоте. В древности храм не был расписан (сохранились остатки росписей 19 века).
Никольский собор на Вечевой площади начали строить в 12 веке при святителе Никите. После Святой Софии это второй по величине храм Новгорода. Один из немногих примеров княжеского строительства. В 19 веке храм подвергся значительной перестройке. Остатки Гостиного двора (конец 17 века). «Вечевая башня». Кстати, в вече участвовали только богатые люди. Сейчас в башне располагается выставка «Христианские древности». При входе в собор два крепления для кружек для сбора пожертвований. В соборе до революции было два придела, в древнерусский период – ещё больше. Реставрировать этот собор, как и некоторые другие храмы города, помогают немцы. В притворе храма сейчас находится выставка картин художника Пустовойтова. На картинах изображены новгородские храмы. В 80-е годы прошлого века иконы 16 века, находившиеся в соборе, были перемещены в музей. В синодальный период в алтаре были замазаны древние росписи, и весь храм был расписан в академическом стиле. Запомнилась древняя фреска с изображением жены Иова, подающей ему на сковородке с длиной ручкой пищу. На выставке «Христианские древности» в воротной башне Гостиного двора представлена утварь домонгольского времени из бедных храмов Новгорода: кресты, кресты-мощевики (11-15 века), литые кресты, малые хоросы, паникадило (15 век), запрестольные кресты, панагии, кандии (с их помощью созывали братию на трапезу), водосвятные чаши (первоначально некоторые из них были с тремя свечами), фонари из слюды, блюда для сбора святой воды, богослужебные сосуды из олова. Запомнилась надпись на одном кресте: «Сей крест от жезла Иоанна Богослова».
Церкви Святых жен мироносиц и святого Прокопия (первая треть 16 века). Строили эти храмы московские купцы Сырковы. Они же построили монастырь в честь Владимирской иконы Богородицы. В нижней части храмов располагаются двухъярусные подклеты и подвалы. Сырковы по повелению Ивана Грозного были утоплены. Согласно преданию, когда одного из братьев вынули из воды и царь спросил его, что он там видел, тот ответил: «Видел место царю-мучителю» (об этом пишут не только новгородские источники). В 18-19 вв. при храме свв. Жен-мироносиц находилось подворье Юрьева монастыря. Сейчас здесь располагается Центр детского творчества. В алтаре стоит рояль. Удивительно, что все это с согласия епархии. Напротив этих храмов через дорогу находятся остатки Арсеньева монастыря. О том, что здесь был храм, свидетельствует только алтарная апсида в одном строении. В этом храме находились мощи юродивого Арсения. Храм был посвящен Иверской иконе Божией Матери, а придел - блаженному Арсению. Сейчас в храме располагается тюремное ведомство. Обратил внимание на то, что в центре решетки с алтарной стороны находится буква «А». Неподалеку от этого места находится Благовещенская церковь с колокольней (17 век). Здесь же остатки храма св. Михаила Архангела 14 века. Неподалеку от этого храма лютеранская церковь - ее перестроили из здания советского времени. До присоединения Новгорода к Москве в Новгороде было два немецких костела - в честь св. Петра и св. Олафа (новгородцы называли его «Варяжской божницей»). После присоединения к Москве оба эти храма были закрыты. Сейчас католики Новгорода молятся в большом костеле. Среди прихожан костела много студентов, особенно медиков из Африки и Латинской Америки.
Новгородский Кремль (Детинец). Территория Кремля занимает 12 гектаров земли, длина стены 1385 метров, толщина от 2,5 до 4 метров. Был построен одновременно с Московским кремлем по приказу Великого князя Ивана III в конце 15 века. Первое, что бросилось в глаза при входе в Кремль, это объявление о выставке «Неукротима ярость царя» - по мотивам «Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным». Слева от входа со стороны р. Волхов памятник «1000-летие России» 1862 г. Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого 1000-летия Русского государства, также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Как известно, на этом памятнике нет скульптуры Грозного Царя…. Здесь же здание епархиального дома, построенного в начале прошлого века архиепископом Арсением (Стадницким). При этом доме был музей-древлехран
Евфимиева звонница (15 век). После Великой Отечественной войны долгое время колокола этой звонницы стояли на земле. В 2013 году их приподняли. Сейчас звоном этих колоколов сопровождаются торжественные службы в Софийском соборе. Самый крупный – «праздничный» колокол был отлит в 1659 году и весит 26,5 тонны. После ухода немцев с помощью танка он был извлечён из реки (по другим сведениям, из ямы в прибрежном песке), куда он был погружён перед оккупацией.
Софийский собор является древнейшим зданием России (11 век). Строительство собора продолжалось пять лет. Если учесть его огромные размеры, то срок этот минимален. Центральный купол Новгородской Софии значительно выше, чем Киевской. Шесть куполов венчают новгородский собор вместо 13 у Софии Киевской. Внутри собора по всему его периметру расположены раки с мощами новгородских святых. Самым древним ярусом в главном иконостасе является праздничный. Спас на престоле и деисусный чин относятся к 15 веку. В барабане центрального купола сохранилась древняя роспись. Греческая роспись была контрастной, а русская - мягкой, ровной.
При входе в собор крест конца 14 века. Он был изготовлен при архиепископе Алексии. Здесь же стоит крест с главного купола, который в годы оккупации вывезли в Испанию (в городе базировалась испанская «голубая дивизия» - наименование «голубая» вызывает нехорошие ассоциации). Этот крест был возвращен в Новгород и т.к. на куполе уже стоял новый крест, его закрепили в самом храме у солеи главного придела. Главное паникадило было изготовлено в Германии в конце 16 века. Это вклад Бориса Годунова. Моленное место Иоанна Грозного. В соборе несколько приделов: св. апостола Иоанна Богослова, Усекновение главы св. Иоанна Предотечи, святых Иоакима и Анны и Рожества Богородицы. Во всех приделах иконостасы разные: в Богословском и Предотеченском просто бумажные, в Иоакимо-Аннинско
У главной святыни собора и вообще Новгородской земли, символа великого Новгорода - иконы Знамения прочитали канон по старопечатному каноннику. В 16 веке эту икону лично поновлял митрополит Макарий. Около левого глаза Богородицы видна отметина от стрелы. В годы оккупации эту икону в числе многих других вывезли в Германию. Часть увезенного, в т.ч. и икона Знамение, были возвращены в Новгород в 1948 году. Сотрудница собора рассказала нам о явлении этой иконы уже в наше время под Луганском.
До революции в соборе было богатое убранство. У столпов стояли иконы в резных киотах. После закрытия собора в 20-е годы в нем располагался антирелигиозный музей. Главные двери, ведущие в собор, именуются Сигтунскими или Магдебургскими вратами (12 век). Сигтуна – это древняя столица Швеции. Эти врата были вывезены либо из Швеции, либо из Германии. Поляки их тоже считают своими. На вратах скульптурные изображения сюжетов из Священного Писания, а также изображены современники. Надписи над ними на латыни (многие из них переведены на славянский язык). Точная копия этих врат находится в Москве в Историческом музее. Об этих вратах написано много книг. Рядом с Софийским собором большой корпус. Раньше он был невысоким. Потом его высоту увеличили вдвое, что испортило впечатление от созерцания Софии. На кресте главного купола собора был закреплен голубь (по преданию, голубь, видя ужасы казней опричников, застыл). Есть еще предание о том, что полынья в центре Волхова не замерзает из-за множества жертв, сброшенных в реку. О многочисленных казнях новгородцев по приказу Ивана Грозного пишет инок Сергий Шелонин - гимнограф, составитель служб святым Русского Севера, живший в первой половине 17 века. О виновности Грозного в гибели митрополита Филиппа утверждается в службе, составленной ему вскоре после его канонизации.
Путевой дворец Екатерины II. В 1916 году несколько дней здесь жила императрица Александра Федоровна. Эта была ее последняя загородная поездка. В настоящее время в этом здании проводятся выставки. Этот дворец находился неподалеку от Кремля. Около Кремля располагается и длинный ряд киосков с сувенирами и иконами. В одном из киосков продаются за небольшие цены литые иконы, которые выпускает местный завод металлоизделий. Здесь же художественный салон, демонстрирующий на своих наружных стенах уровни бревенчатых мостовых города - их десятки.
На выставке мы видели берестяные грамоты (их известно более 1000). Предметы быта (расчески, бусы, кошельки, ножи, ткани и пр.). Войлочная шапка (15 век). Кожаная обувь (кстати, ни одного лаптя). Колокол прп. Антония Римлянина. Весы. Деньги, в частности, серебряные монеты Ливонского ордена. Когда ливонцы, с целью подрыва экономики Новгорода, стали меньше класть в монеты серебра, новгородцы стали сами чеканить монеты-«новгород
Исследователи утверждают, что на Руси существовало всего три иконописные школы: московская, новгородская и псковская (под вопросом еще тверская). В остальных местах были вариации этих школ. Кстати, самая знаменитая икона из Новгорода, находящаяся в Москве, – «Ангел - златые власы». Икона с изображением молящихся новгородцев. Древнейшая новгородская псалтырь (первая четверть 11 века). Древние рукописи. Евангелие из Пантелеймонова монастыря (12-14 века). Самого монастыря, как известно, к сожалению, уже не существует. Макет Софийского собора. Крест выносной (греческая работа 11 века). Крест из церкви святых Флора и Лавра (14 век). Крест прп. Саввы Вишерского (мощи этого угодника Божия с 1992 года находятся в Новгороде в бывшем Зверином монастыре). Евангелия 1681 г. и 1702 г. Омофор и фелонь свт. Моисея. Белый клобук и крестчатые ризы из архиерейского погребения. Как известно, новгородские архиепископы имели право носить крестчатые ризы. На выставке были представлены т.н. «Василевские ризы». Омофор свт. Никиты (16 век). Икона Спаса, перед которой молился архиепископ Иоанн, после чего произошло чудесное знамение от иконы Богородицы.
Владычная (Грановитая) палата архиепископа Евфимия. Это самое древнее нецерковное здание России (15 век), в готическом стиле, строили немцы. В 70-е года 17 века вместо Евфимьевой башни была построена колокольня. Рядом с ней храм преподобного Сергия Радонежского. Этот храм был построен в 40-е годы 15 века. Это был первый храм, посвященный преподобному - в Москве и Троице-Сергиевой лавре такого еще не было. В строительстве этого храма выразилось желание новгородцев иметь мир с Москвой. В том же веке, когда храм был построен, он был расписан на тему жития преподобного. Сейчас здесь располагается Выставка древней церковной утвари и быта новгородских владык. Здесь мы увидели два изображения Новгородского кремля – древнее (взято с иконы) и современное. Карта расселения славянских племен. Карта владений Новгорода – крупнейшего в Европе государства, границы которого простирались до Урала.
В этих палатах находятся большие и малые сионы, дарохранительниц
В Новгородском музее работает около 600 сотрудников – по сути, это целое градообразующее предприятие.
Перынский скит. В древности здесь было капище Перуна. Вокруг еловый лес. В скиту единственный храм, построенный в 13 веке. Храм посвящен Рожеству Богородицы. Братский корпус был построен в 19 веке. Скит является подворьем Юрьева монастыря, откуда приезжают служить иеромонахи в воскресные и праздничные дни. Раньше скит был женским. Потом, в целях безопасности (рядом пляж), его сделали мужским. В скиту постоянно проживают 1 монах и 4 послушника.
Музей деревянного народного зодчества «Витославлицы». Создание музея началось в 1964 году. В 12 веке здесь был основан Пантелеимонов монастырь и село Витославлицы, приписанное к монастырю. В 19 веке покровительница Юрьева монастыря графиня А. Орлова поставила здесь свою резиденцию – двухэтажный особняк ее сохранился по сей день. Основателем музея является Л. Красноречьев (+ 2013 г.). Идея музея была такова: показать монастырь, вокруг которого расположить посад. В состав музея входит: часовня свв. мчч. Кирика и Иулиты (ей 270 лет), трехпрестольная деревянная церковь Рожества Богородицы 16 века, каменный крест 15 века, Троицкая церковь из Реконской пустыни (сложена из крупных бревен), Петропавловская часовня из деревни Гарь (она была освящена). Сохранились фундаменты Пантелеимонова монастыря, рядом с которым Успенская церковь из села Курицко. Никольская церковь из села Мякишево (построена при царе Михаиле Феодоровиче, 1642 г.). У этого храма уникальное лицо. Соймы – корабли допетровского времени.
В музее проходят этнографические праздники и фестивали колокольного звона.
Юрьев монастырь является древнейшим монастырем Новгородской земли. Площадь его 4 га. Георгиевский собор обители – самый крупный из сохранившихся храмов домонгольского периода. Здесь находилось захоронение брата св. Александра Невского – Феодора (ныне оно в Софийском соборе) и их матери княгини Феодосии. При архимандрите Фотии (первая половина 19 века) в обители было около 200 монахов. К сожалению, старая роспись собора св. Георгия была сбита. При вскрытии полов были обнаружены остатки фресок 12 века. На большой высоте находятся массивные хоры, еще выше располагается «Башня Богородицы». Есть еще Крестовоздвиженс
В 1994 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Сейчас в ней 5 иеромонахов и 1 иеродиакон. Настоятелем является архимандрит Арсений (его готовят во епископы), как сказала нам сопровождающая нас по монастырю студентка духовного училища. На мой вопрос: «А каков у вас владыка?», студентка лаконично ответила: «Строгий, добрый, тонкий». Во время осмотра обители ко мне подошла женщина, которая поведала ужасную историю, как два года назад в Туле с целью получения органов убили ее сына, его жену и двоих детей.
Монастырская колокольня была построена в 30-е годы 19 века. Ее высота 52 метра. Длинный узкий гулкий коридор большого братского корпуса с узкими бойницами-оконца
После революции останки архимандрита Фотия были перенесены из склепа Георгиевского собора на сельское кладбище (преданы земле за алтарем сельского храма). Известна эпиграмма Пушкина на тему взаимоотношений Орловой с архимандритом Фотием. В этой эпитафии наш национальный гений, известный ловелас, говорит об интимной связи между ними. Похоже, что в этом случае Пушкин проецирует на других то, чему сам был подвержен. Вспоминается случай с другой Анной по фамилии Вырубова, которую обвиняли в плотской связи с Григорием Ефимовичем Распутиным. Когда же комиссия Временного правительства проводила расследование, оказалось, что Вырубова была девственницей…
Николо-Мостищски
Монастырь прп. Михаила Клопского (16 век). Преподобный поддерживал объединение Москвы и Новгорода. Он считал, что они должны быть едины по образу единения Лиц Святой Троицы. Преподобному было открыто, что Новгород объединится с Москвой. Царь Иван Грозный благоволил к преподобному. В обители был построен трехглавый Троицкий собор. Здесь под спудом находятся мощи святого. В обители преподобный подвизался 44 года. Раньше в соборе был иконостас в стиле барокко. Как и в других храмах и монастырях Новгорода, реставраторы ориентируются на Древнюю Русь – так и здесь восстановление ориентировано на старину. Трапезный храм обители руинирован. Есть еще маленький деревянный храм, построенный несколько лет назад. В нем, в основном, совершаются богослужения. На некотором расстоянии от этой обители на холме стоял монастырь в честь преподобного Ефрема Перекопского. Этот монастырь был разрушен в советское время. Сейчас на его месте построена часовня.
Нужно сказать, что в новых районах Новгорода, а это по площади намного больше, чем старый город, нет ни одного новопостроенного православного храма. Зато имеются молитвенные дома разных сект. Есть, например, баптистский молитвенный дом, который построен в стиле базилики.
Владимирский собор в Сырково. Построен был по повелению царя Ивана Грозного в 1554 г. До 30-х годов прошлого века здесь был женский монастырь. Собор был пятиглавым. Сохранилась еще трапезная с Вознесенским храмом (вторая половина 19 века). До недавнего времени в храме располагался клуб, в котором происходило много безобразий. Леса в соборе стоят уже пять лет. Крышу сделали всего лишь два месяца назад. Дальнейшие работы затормозились. Ряд икон в соборе мироточат. По средам читаются акафисты. В обители много лет подвизалась Вера Молчальница. Эта подвижница держала обет молчания в течение 23 лет. Много пострадала она, находясь в тюрьмах и психбольницах. Умерла подвижница на Пасху. Особую помощь по молитвам к ней получают онкологические больные. Вопрос о ее канонизации был поддержан Патриархом Кириллом.
15 лет о соборе безпокоится мать семерых детей раба Божия Евдокия.
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Монастырский ансамбль при подъезде к нему очень красиво смотрелся, как лазурный мираж. Вокруг поля. Чистый воздух. На всех храмах строго пропорциональные восьмиконечные кресты. На стенах Никольского собора (в его подклете под спудом находятся мощи свт. Евфимия) проявляются изображения иконы Знамение и другие. Особую красоту ансамблю придают разноцветные изразцы, покрывающие драгоценным сиянием фасады церкви св. Иоанна Богослова (1698 г.) и крытый переход к Никольскому собору (1685 г.) - главному храму монастыря. В обители есть еще Вознесенский храм (здесь прекрасная акустика). Напротив монастыря большой химзавод (завод Кантора), выпускающий удобрения и клей. Построен был завод в 70-е годы прошлого века с помощью японских специалистов по последнему слову техники. На заводе работает несколько тысяч рабочих. На нем держится бюджет губернии.
Покровский Зверин монастырь. В его окрестностях князья охотились на зверей. Напротив главного храма этого бывшего монастыря бюст Патриарха Алексия II, под которым его слова: «Не дайте посеять в ваших душах семя вражды». На площадке перед храмом памятник свв. благоверным Петру и Февронье. В главном храме (кроме него есть еще церковь праведного Симеона и церковь в честь Покрова) находятся мощи прп. Саввы Вишерского. Около них я совершил молебен по старому обряду. Рядом с главным монастырским храмом было погребено много людей, скончавшихся от морового поветрия в 15 веке.
После Литургии в храме совершалось крещение младенцев. К сожалению, всех их крестили обливанием, хотя были все возможности крестить через полное погружение.
Церковь св. вмч. и целителя Пантелеимона раньше использовалась санэпидстанцией. Прошло только два года как храм передали Церкви. Этот храм мы посетили в его престольный день после службы для того, чтобы поклониться мощам блаженного Николы Кочанова (они находятся под спудом в правом алтаре храма). Сотрудница храма рассказала, что вскоре после архиерейской службы в алтарь зашла группа сектантов. Их выпроводили, но они, выждав, вновь вошли в храм, прямо в алтарь. Интересно, что за два года, что храм открыт, в нем было крещено 7 младенцев, причем все полным погружением.
В каждой поездке случаются разного рода недоразумения, накладки, несостыковки – их бывает целая россыпь. Очень важно, чтобы руководитель постоянно держал ситуацию на контроле, а не впадал периодически в расслабление. Приведу только один пример. Перед отъездом в Москву мы, выехав из Юрьева монастыря, решили посетить в окрестностях Новгорода источник прп. Михаила Клопского. Подъехав к источнику, все участники поездки вышли из автобуса и встали в очередь за водой. Я покружился вокруг источника – в принципе, я был готов окунуться в нем. Поскольку источник был открытым, можно было бы полностью не раздеваться, но была существенная помеха – другие участники поездки, находящиеся рядом. Ситуация зависла и желание окунуться (а это всегда преодоление барьера) постепенно улетучилось...
Игумен Кирилл (Сахаров).