Игумен Кирилл (Сахаров). Вскоре после тысячелетия Крещения Руси… Часть 4 (окончание)

Опубликовано 30.08.2015 в Игумен Кирилл (Сахаров), ЛИК «РусичЪ», Москва

Часть 4 (окончание)


Материалы Союза Православных братств, касающиеся Украины,  занимают не менее трети  моего архива. Будучи уроженцем Луганской области, я очень близко к сердцу принимал все, что происходило на моей малой родине. Отчетливо помню свое тоскливое настроение, связанное с тем, что проблемы, с которыми столкнулись православные на Украине, мало волновали живущих в России.  В праздник Крещения в нынешнем году Национально-освободительное движение России, главной целью которого является поддержка курса Президента на достижение полного суверенитета России, проводила свое собрание-митинг в центре Москвы напротив Большого театра. Мероприятие было посвящено 360-летию Переяславской Рады. Видя сотни молодых людей, скандирующих: «Россия, Украина, Белоруссия - вместе это  Святая Русь», я радовался и думал: «Ну почему так поздно?! Почему таких мероприятий не было четверть века назад,  когда разворачивались трагические события по разрушению единой страны?» Как это обычно бывает в течение последних 15 лет, подобные мероприятия  плотно опекались ОМОНом, окружившим сквер, в котором проходило собрание.


Выступали депутат Госдумы Евгений Федоров, Сажи Умалатова, казаки Центрального Казачьего Войска и др. Федоров в своей последней книге писал, что  в период приватизации общенародная собственность, стоимостью не менее одного триллиона долларов, была распродана всего лишь за семь с небольшим миллиардов долларов. Еще вычитал в его книге о том,  что благодаря хитромудрым финансовым схемам, США и Евросоюз изымают ежедневно из нашего бюджета около миллиарда долларов…. Неприятно покоробило, что среди ОМОНовцев было немало солдат азиатской внешности.  Проходя мимо них, я подумал: «Вряд ли они понимают, что здесь происходит». И еще: «Ударит такой по башке «демократизатором», и ни один мускул на лице при этом у него не дрогнет».


Было очень грустно накануне референдума на Украине по вопросу о суверенитете. Никто не понимал, что происходит, к чему приведет разделение, все были заняты своими проблемами. А на западе Украины, после прихода к власти Руха, шел настоящий погром.  Униаты и раскольники захватывали храмы, изгоняли священников, избивали верующих православных людей. СПБ обратился к гражданам Украины со следующим воззванием:
«Дорогие братья и сестры! Через несколько дней решается судьба наших народов - жить нам далее вместе или врозь. У нас одна вера, одна судьба, одна история, мы все славяне. Наши деды и прадеды со времен Киевской Руси всегда сознавали наше единство и плечом к плечу боролись против общего врага. Сегодня, в этот судьбоносный час, СПБ, объединяющий в своих рядах тысячи активных православных верующих, обращается к вам с призывом не позволить врагу нашего спасения разделить нас.


Нет разделению Украины и России! Объединимся под покровом Небесной нашей Заступницы Пресвятой Богородицы! И будем просить всех святых, в Земле нашей просиявших, умудрить нас жить в согласии и любви».
Как известно, референдум на Украине прошел с благоприятным для сепаратистов и раскольников результатом (почему это произошло, и как проводился референдум - это тема отдельного разговора). После референдума руководство УПЦ взяло курс на автокефалию. Митрополит Киевский и всея Украины Филарет перестал приезжать  в Москву на заседания Синода. Запрещал украинским архиереям приезжать в  Россию на церковные торжества. В журнале «Огонек» вышла статья А. Нежного, в которой резко обличался моральный облик Киевского митрополита.  На февраль 1992 года планировался созыв Архиерейского Собора для рассмотрения прошения о даровании автокефалии УПЦ.  Накануне Собора 23 января 1992 года СПБ обратился к Патриарху Алексию II с выражением тревоги за будущее Православия на Украине:


«Ваше Святейшество! Как нам стало известно, в ближайшее время состоится Архиерейский Собор, на котором будет рассмотрен вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Глубокая обезпокоенность судьбой Святого Православия на Украине побуждает нас высказать свои сомнения в целесообразности положитель­ного решения этого вопроса. Это наше мнение сформировалось в резуль­тате тщательного анализа обильной  информации, поступающей нам с Укра­ины, в частности, от Православных братств.


Не секрет, что в получении автокефалии Украинской Православной Церковью заинтересованы, прежде всего, нецерковные круги, враждебные Православию силы. Создается впечатление, что и нынешний глава Украинской Православной Церкви митрополит Филарет во многом ак­тивно действует в пользу автокефалии по личным мотивам и под давле­нием националистически настроенных руководителей Украины.


Глубокая тревога наша обусловлена опасением, что, став автокефаль­ной, Украинская Православная Церковь может не удержаться от проведения реформ, противоречащих церковным правилам (в частности, введения но­вого стиля).


В любом случае получение автокефалии Украинской Православной Цер­ковью в том состоянии, в котором она сейчас находится и, прежде всего, с ее нынешним руководством, чревата, на наш взгляд, самыми печальными по­следствиями. Нам известно, что некоторые православные верующие на Укра­ине перешли или готовы к переходу в Русскую Зарубежную Церковь и в катакомбы. Известно, что митрополит Филарет пытается добиться автокефа­лии для Украинской Православной Церкви, обращаясь в Константинополь через голову Москвы.
По нашим сведениям, половина почаевской братии готовится к исходу из Лавры. Неугодные ссылаются в скит. Благочинный Почаевской Лавры отец Петр произносит проповеди с резкой критикой в адрес Москвы (в цер­ковном плане).


И, наконец, пожалуй, самое главное - нас страшит перспектива слия­ния иерархии Украинской Православной Церкви с неканонической иерархией автокефалистов. Вот это будет самое страшное, это будет трагедия. А мы знаем, что ряд православных епископов Украины склоняется к этому. Просим Вас также обратить внимание еще и на следующие обстоятельства. На прошедшем Соборе Украинской Православной Церкви активно ратовали за автокефалию архиепископ Лазарь, епископы Иаков и Андрей. Епископ Нифонт с духовенством Хмельницкой епархии еще в октябре обратился в Киев с предложением просить автокефалию. Против выступили: архиепископ Иов, епископы Сергий, Алипий и Онуфрий. Личность последнего, как строгого ревнителя Православия, особенно привлекательна в качестве нового Предстоя­теля Украинской Православной Церкви. Кстати, в Черновицкой епархии, воз­главляемой епископом Онуфрием, есть свои сложности: несколько приходов совершают богослужения по новому стилю, у румынских приходов имеется тенденция к слиянию с Румынской Православной Церковью.


Украинские епископы не поддерживают, либо слабо поддерживают братское движение. Например, архиепископ Лазарь не так давно не допустил создания братства в Одессе. Иеромонаху Феодосию из Почаевской Лавры был сделан выговор митрополитом Филаретом за участие во 2-м съезде Союза Православных братств.
Православие на Украине находится в бедственном состоянии. Повсеместно распространены такназываемая общая исповедь, концертная форма церковных песнопений, обливательная форма крещения, почти пол­ное отсутствие иконописи в храмах. А сейчас еще оказывается давле­ние на священников, чтобы переходили на украинский язык в Богослужении.


В Одесской духовной семинарии сохраняется слабый уровень подготовок священнослужителей. Очень слаба каноническая дисциплина на Украине. Так, например, епископ Луганский Иоаникий рукополагает всех подряд, а епископ Хмельницкий Нифонт не запретил одного священника, допустивше­го серьезные канонические нарушения. Обращает на себя внимание тот факт, что русских по национальности  среди украинского епископата всего трое, а в России архиереев-украинцев около двадцати. Удивительно много украинцев среди клира г. Москвы. В любом уголке России можно встре­тить в качестве благочинных, секретарей епархий выходцев с Западной Украины. Неясны перспективы церковного бытия в Крыму. Возможно, что Крым конституционным путем вернется  в состав Российской Федерации, и встанет вопрос о включении Крыма в состав Русской Православной Церкви, в случае, конечно, если  все-таки Украинская Православная Церковь станет автокефальной.
Мы вполне отдаем себе отчет в чрезвычайной сложности решения вопроса об украинской автокефалии и других вопросов, связанных с церковной жизнью на Украине.  Мы заверяем Вас в нашей усердной молитве за епископов Русской Православной Церкви, которым предстоит рассматривать этот нелегкий вопрос, а также, по возможности, коснуться и других проблем церков­ной жизни на Украине».

Похожее обращение было направлено и Патриарху Константинопольскому Варфоломею. На первой  и единственной моей аудиенции у Патриарха Алексия II, прошедшей в это время, я, главным образом, говорил об Украине. Рассказывая братчикам об этой встрече, я отметил: «На Украине в церковной жизни происходит нечто уму непостижимое. Там, где столетиями народ за богослужением молился на языке святых братьев Кирилла и Мефодия, теперь искусственно, часто вопреки желанию большинства народа, вводится украинский язык. А каких только небылиц не распространяется. Когда я в октябре был в городе Хмельницком, автокефалисты распространяли листовки, в которых говорилось об астро­номических суммах, якобы отчисляемых православными Украины в Москву, и говорилось о том, сколько бы на эти деньги в конкретном селе можно было бы построить метров жилья, приобрести продуктов и т.д. А сколько небылиц, злобы против русского народа можно встретить в литературе, обильно поступающей на Украину из украинской диаспоры!»


Резкая критика в адрес митрополита Филарета (Денисенко) прозвучала в обращении Совета СПБ ко всем архиереям РПЦ МП 5 марта 1992 года.  Она звучала еще раньше в декабре 1991 года. В обращении Совета СПБ  к Православным братствам Украины тогда говорилось: «Мы имеем глубокое сомнение в целесообразности автокефалии Украинской Православной Церкви. Ведь наша сила в единстве. Вместе, пле­чом к плечу, легче противостоять натиску враждебных Церкви сил. Если же  произойдет разрыв в церковных отношениях между нами, то на Украине, не­сомненно,  все громче будут раздаваться голоса в пользу проведения раз­личных церковных реформ, противоречащих церковным законам (нового стиля, например)».


В обращении Совета  СПБ к братствам Буковины выражалась поддержка владыке Онуфрию, которого прессовал Филарет: 
«Как и Вас, нас очень тревожат попытки оторвать Украинскую Православ­ную Церковь от единой Русской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь получила самостоятельность. Никаких денег, как утверждают неко­торые, в Москву не поступает. И, тем не менее, под давлением светской вла­сти не утихают голоса, требующие полного отделения, автокефалии. Мы - еди­наяЦерковь, мы - единый народ, именно в единстве заключается наша сила» – говорилось, в частности, в этом Обращении.


На множестве кассет, сохранившихся у меня, зафиксированы тревожные голоса православных с Украины. Вот, например, на 5-м съезде СПБ (1994 г.) делегат с Украины, из г. Ровно, диакон Виктор рассказывал: «Случаются поджоги домов священников, людей убивают. При Филарете созданы специальные механизированные отряды, которые имеют возможность быстро передвигаться и захватывать церкви. В Ровно были провокации, захвачена епархия. В пользу епархии состоялось 20 судов, где было принято решение о ее освобождении, но ее так и не освободили. Я был изгнан за «русский акцент» при проведении служб на украинском языке. Жить приходится лишь на пенсию бывшего военнослужащего. Все русское население живет «на чемоданах».


На Украину я совершил несколько поездок, участвуя в собраниях Объединения Православных братств Украины (так первоначально назывался СПБ Украины) в разных городах. Особенно запомнились две поездки во Львов. В ноябре 1993 года, после первой поездки, в докладной записке Патриарху я писал: «Главной целью поездки было оказание моральной поддержки тем немногим православным Галичины, которые еще сохраняют верность Матери-Церкви. Во время пребывания в г. Львове я при­нимал участие в Богослужениях, проповедовал, прочитал лекцию о православном учении о Церкви, знакомился с жизнью местных братства и сестричества, а также с межконфессиональной ситуацией. 17 ноября состоялось VI Собрание Объединения Православных братств Украины, в котором я, наряду с епископом Августином, принял активное участие.


Итогом Собрания было принятие коммюнике. Намечены пути оказания помощи православным Львовщины на ближайшую перспективу, в частности, приезд паломнической группы членов братства и сестричества  г. Львова в Москву. Передана купель для погружательного совершения таинства крещения, оказана материальная помощь и пр. В целом поездка прошла успешно и положительно оценена правящим епископом».  
Епископ Львовский и Дрогобычский Августин (ныне митрополит Белоцерковский и Богуславский) после этой поездки подал Патриарху рапорт такого содержания: 
«Считаю необходимым сообщить   Вашему Святейшеству, что пребывание в г. Львове, по Вашему благословению, председателя Союза Православных братств игумена Кирилла (Сахарова) было весьма полезным для нашей епархии. На встречах с членами Львовских православных братства и сестричества, с прихожанами отец Кирилл разъяснял особенности нашего времени в жизни Святой Церкви, предлагал на рассмотрение свои предложения по сохранению и укреплению Православия на Галичине, утверждению единства и согласия между духовенством и верующими нашей Святой Церкви.


Полагаю, такое общение служит укреплению Православия, спо­собствует активизации приходской жизни, налаживанию добрых от­ношений и деловых связей между братствами и приходами разных епархий».

Патриарх Алексий II очень живо откликался на подобные обращения. Вот характерный пример его реакции: «Благодарю Союз Православных братств за высказанную обезпокоенность судьбой Православия на Ук­раине и другими, поднятыми в обращении, вопросами. Спасибо за молитвы. Разделяю вашу позицию, что сегодня, как никогда, Православная Церковь нуждается в единстве. К этому должны быть направлены наши общие усилия».


Игумен Кирилл (Сахаров). 

Top