Игумен Кирилл (Сахаров). За веру, царя и Отечество

Опубликовано 19.05.2015 в Игумен Кирилл (Сахаров), ЛИК «РусичЪ», Москва

(Выступление на молитвенном стоянии на Суворовской площади в день рождения Царя-мученика Николая Александровича)

Царские памятные дни являются поводом для размышлений о нашем историческом пути, поводом для анализа наших ошибок и неудач. Я хотел бы сказать о Белом движении, о том, почему оно потерпело поражение. Ведь, казалось бы, столько в нем было настоящих рыцарей, благородных борцов за Россию. Вот, например, Колчак Александр Васильевич. По окончании Морского кадетского корпуса он мог быть первым среди учеников, но отказался от первенства в пользу своего товарища, которого счел способнее себя. Будучи уже Верховным правителем Белой России, накануне ареста, он отпускает офицеров своего конвоя, спасая тем самым их жизни. Для сравнения приведем пример из жизни Наполеона. В двенадцатом году этот человек, спасая свою жизнь, бросил гибнущую армию на произвол судьбы и бежал во Францию. В его столице Омске находилось Временное высшее церковное управление во главе с архиепископом Сильверстом. Три полка «Исуса Христа», дружина «Святого Креста» сражались в его армии. По его личному указанию следователем по особо важным делам Н.А.Соколовым было организовано расследование санкционированного Лениным и Свердловым злодейского убийства Царской Семьи. Однако свою борьбу Колчак не рассматривал как крестовый поход против сил зла. Он выступал под лозунгом возрождения не Святой Руси, а единой и неделимой России – идеи сугубо имперской. Невольно вспоминается заключение известного духовного писателя Русского Зарубежья архимандрита Константина (Зайцева): «С петровских времен идею Святой Руси стала заслонять у нас идея Великой России… »

Антон Иванович Деникин, в отличие от Александра Васильевича Колчака, был вполне воцерковленным человеком. С отроческих лет он с удовольствием прислуживал в алтаре, звонил в колокол, пел на клиросе и даже впоследствии читал шестопсалмие и Апостол. Будучи во главе Добровольческой армии он выступил против того, чтобы сражаться за реставрацию монархии в России (этого очень опасался Бронштейн-Троцкий). Нет никаких данных, что в эмиграции Деникин стал сторонником восстановления самодержавия. В массе своей ни рядовые, ни высшие белые офицеры не являлись людьми церковными. Удивляться не приходиться, так как очень многие в народе равнодушно относились и к Церкви, и к самодержавию. Пастырей, способных вдохновить бойцов на борьбу за Православие, тоже особо не просматривалось. Что ж тогда сетовать? – имеем то, что имеем…

Петр Николаевич Врангель в первых строках своего обращения к войскам и населению «За что мы воюем?» говорит о вере, поруганных святынях и, вообще, о Святой Руси. На свою борьбу и принятие должности Главнокомандующего он взял благословение двух архиереев – епископов Вениамина (Федченкова) и Феофана (Быстрова). Владыка Вениамин оставил интереснейшие воспоминания. Однажды, идя вдоль позиции белых воинов, он услышал из уст молодого кадета ужасную кощунственную матерщину. С горечью он тогда подумал, что Бог не даст победы белым воинам. В беседе с благочестивым офицером он услышал: «Где же нам, маленьким бесенятам, победить больших бесов - большевиков». Один из главных выводов из всех этих рассказов тот, что без твердого духовного базиса, без четкого ориентира достичь успеха в какой-либо деятельности невозможно. «Православие, самодержавие, народность», «За веру, царя и Отечество» - вот наша национальная идея. Идя на это стояние, я зашел в соседний книжный магазин – восемьдесят процентов литературы в нем было на английском языке. Другой сосед стремится взять реванш – возвратить себе часть исторически принадлежащей нашему храму земли. «Я готов платить деньги, чтобы вам вредили» – заявил один из руководителей этого учреждения. А вот посмотрите – позади вас на крыше театра Российской армии реклама на английском языке какой-то пьесе. Разве можно себе представить, чтобы такие вещи могли иметь место при царе?! Николай Александрович, например, был прекрасным знатоком русского языка и литературы. Он был противником использования иностранных слов, считал, что все понятия вполне можно выразить на русском языке.

Твердо усвоим себе эти уроки истории, не будем наступать на одни и те же грабли. Молитвами Царя-мученика Николая Господь да вразумит как можно большее число русских людей осознать благодетельность самодержавного монархического правления для нашей Родины и да приблизит время восстановления православного самодержавного царства на Руси!


Игумен Кирилл (Сахаров)
Top