Интервью игумена Кирилла (Сахарова) о последних событиях в церковной жизни
Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас заботит?
Иг. Кирилл: Проблемы глубинки – пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.
Корр.: А вот если произойдёт непоправимое – деформация веры. Какой тогда смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто стремится к сближению с католиками?
Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками – это триумф христианства.
Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?
Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?
Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?
Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.
Корр.: Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?
Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.
Корр.: А чем руководствовалис
Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства – догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые телеугомены, а на известный принцип – «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительств
Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?
Иг. Кирилл: Не надо упрощать – вызывает смущение не сам факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».
Корр.: Получается недоверие к Патриарху…
Иг. Кирилл: Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматический лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.
Корр.: А чем объяснить такие действия Патриарха – «только пять человек знало о встрече» и т.п.?
Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.
Корр.: А вы с католиками соприкасались?
Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики – бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно – сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.
Корр.: Вы находитесь в жестских рамках как клирик РПЦ?
Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее – не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрировани
(«Берсеневские страницы», № 139 за 2016 г., с. 3-4)