- "Поэт! Не дорожи любовию народной" - для меня программное стихотворение, в котором Пушкин предельно четко определил кредо и миссию творческого человека. Стихотворение достаточно жесткое, но справедливое: в нем вся правда и о трудном пути художника, и о главном смысле его жизни... Не требовать наград, не продаваться, не жить от гонорара к гонорару, - все по Пушкину! - признался народный художник России Дмитрий Белюкин в одном из своих интервью (www.viperson.ru). - И еще важная цитата: "служенье муз не терпит суеты". Живописцу нужно напряженно трудиться, ежедневно работать над картинами. Многие коллеги показывают в галереях все больше поверхностных содержательно и небрежных технически картин. Я не принимаю такой подход к творчеству. Картина непременно должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом. Зрителя нужно уважать настолько, чтобы он мог любоваться работой и издалека, и разглядывать вблизи. Это ведь мистика, своего рода таинство, когда из смешения красок на полотне вдруг появляются туман, снег, сумерки, закаты и восходы...
Его творческий путь неразрывно связан с А.С. Пушкиным. Озарён его гением. В 1986 году студент Московского Государственного художественного института имени Сурикова пишет дипломную работу «Смерть Пушкина». «Всем, кто увидел в 1986 году дипломную работу студента Белюкина "Смерть Пушкина", было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру», - отмечает в своей статье, посвящённой художнику, Светлана Галаганова. С тех пор на долгие годы Михайловское стало для Дмитрия Анатольевича вторым домом. А роман «Евгений Онегин» - настольной книгой. Около ста иллюстраций к нему Белюкин создал с энциклопедической точностью. «Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках. Кюлоты – это коротенькие штанишки по моде придворной 18-го века. Но Онегин, как Денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819-м году белые панталоны на выпуск. И вот это такой нюанс, который должен знать или исследователь этого времени, или обязан знать художник», - говорит Дмитрий Белюкин. «Пушкинская эпоха — самая любимая мною, - признаётся художник, - жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема, и я надеюсь к ней вернуться». Роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями художника исследователи называют уникальным. Сегодня на прилавках его просто не найти.
К 207-летию со дня рождения А.С.Пушкина выставка работ Д.А. Белюкина прошла в Риге. На её открытии директор Музея зарубежного искусства Дайга Упениеце отметила:
- Дмитрий Белюкин сохранил в своем творчестве традиции русской школы реализма. Выставка, которую мы представляем сегодня, - это своеобразное путешествие во времени: глядя на картины Дмитрия Белюкина, трудно сказать наверняка, то ли это художник ведет нас в удивительное путешествие по пушкинским временам, то ли пушкинские времена пришли в наши дни. Рассматривая его портреты, с удивлением отмечаешь, как четко выполнены детали, и не пропадает ощущение, что работы Дмитрия Белюкина написаны еще тогда, в классическом 19 веке
«Дмитрий Белюкин убежденный реалист, - пишет в своей статье Александр Лонгинов. - Реалист классический, академический, романтический, ностальгический... Но даже все вместе эти определения не исчерпывают феномен. Трудно быть реалистом во времена тотального авангардизма. Однако искусство не маршевая колонна, в нем нет ни авангарда, ни арьергарда. Есть только вершина, Олимп. А все, что у его подножия, – это лишь попытки взойти на него. Дмитрий Белюкин поднялся на вершину путем самым трудным и самым достойным».
По словам самого художника: «…какие бы течения и направления не возникали в искусстве, классическое направление никто и никогда не сможет отменить. Классика гармонична сегодняшнему дню, и максимально приблизиться к этой гармонии – моя непосредственная задача. Каждый художник должен честно завоевывать сердце своего зрителя только кистью и красками. И главное условие для художника – искренность. В своих работах я старался быть честным и искренним».
Одно из самых известных и пронзительных полотен Дмитрия Белюкина – «Белая Россия. Исход». Эта картина – захватывающий и щемящий душу реквием, гениальный по своему исполнению. Реквием Руси уходящей. Руси Белой, изгнанной с родной земли красной нечистью… Интеллигенты и офицеры, священники и казаки, сёстры милосердия, женщины, дети, старики – все они являют собой образ Русского Ковчега, уносимого бушующим морем на чужбину. Выделяется фигура генерала Врангеля, Белого Рыцаря, олицетворяющего собой саму Белую Идею. «Не вычеркнуть из русской истории тёмных страниц настоящей смуты. Но не вычеркнуть и светлых – Белой борьбы», - писал П.Н. Врангель. Картина Белюкина является подлинной иллюстрацией этих светлых страниц.
Тема Белой России продолжается художником в таких картинах, как «Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна», «Эвакуация Корниловцев», «Корниловец», «Казак Сухой», «Есаул Кострыкин и Биплан», «Зеркало», «Осколки»…
Большого внимания заслуживает серия графических портретов – «Раны Афганистана». Она была начата художником еще в 1987 году во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, когда он с тяжелой травмой плеча был доставлен в госпиталь имени Бурденко. Именно тогда он увидел и стал рисовать израненных и искалеченных в горах Афганистана солдат. За портреты воинов-афганцев Дмитрию Белюкину вручили премию Ленинского комсомола.
Картины Белюкина могут видеть не только жители столицы, но любители живописи по всей России, так как Дмитрий Анатольевич был одним из первых, кто откликнулся на идею возрождения передвижных выставок.
- Мои выставки – некоммерческие, - рассказывал художник в уже цитировавшемся интервью. - Я считаю, главная задача художника, - не просто написать и продать картину, но сохранить ее, показать другим людям, донести до зрителя свои сокровенные мысли и чувства. Люди, где бы они ни жили, по-прежнему тянутся к прекрасному. И видеть такое - радость для художника. Московская публика, мне кажется, более избалована, в столице каждый месяц проходит большое количество громких выставок. В небольших провинциальных городах, наоборот, публика более открытая, душевная, тонко воспринимающая гармонию мира именно в реалистических традициях. К тому же, серьезные выставки в глубинке сейчас - большая редкость. Мне одинаково радостно встречаться и с московскими зрителями, и с теми, кто приходит на мои выставки в регионах.
Выставки Белюкина проходили в Рязани, Костроме, Владимире, Ярославле, Саранске и других городах… Ярославль занимает особое место в его творчестве. Над картиной, посвящённой этому городу, художник работал два года. «Для ярославцев и ярославских художников красота этого города не так разительна, как для москвичей и жителей других городов. Потому что, когда я нашел этот ракурс с крыши гостиницы «Юбилейная», я был просто поражен и современной и в тоже время древней архитектурой. Связь эпох, старины», - говорит Дмитрий Анатольевич. Александр Лонгинов пишет об этом полотне: «В картине «Ярославль» широта охвата панорамы города, которая в реальности не воспринимается сразу ни глазом, ни фотообъективом, побудила художника отказаться от классических норм построения перспективы и сделать две самостоятельные точки схода – для правой и левой частей картины, благодаря чему полотно очень цельно воспринимается с большого расстояния. Находкой художника стал детально прописанный средний план, где сосредоточены главные памятники, определяющие «дух» темы. Соединение приемов монументального и станкового искусства привело к удивительному по силе воздействия эффекту: картину с равным интересом можно рассматривать и издалека, и вблизи.
Собственно, это не просто вид Ярославля, это срез жизни большого и древнего волжского города со всем неторопливым ритмом его, с очарованием его провинциального уклада. Это картина-книга. Ее можно читать, то есть выстраивать по точным реалиям, деталям, сценкам жизнь современного и вечного града Ярослава Мудрого.
На мой взгляд, Дмитрий Белюкин вольно или невольно основал новый жанр – портрет города! Не вид, не панораму, а портрет с чертами характера».
Отдельно следует отметить созданный художником цикл произведений «Святые места Православия», который насчитывает более 100 произведений. Это такие пейзажные картины как «Панорама Афона с вершины Святой Горы», «Рассвет на Синае», «Печоры. Вечерний Благовест», «Дорога к Храму», «Свято-Пантелеймонов монастырь ранним утром», «Иверская икона Божьей Матери «Вратарница», «Храм Панагии на рассвете» и др.
Пейзажи святых мест для художника, по его выражению,— «это взгляд издалека с надеждой и радостью, это ожидание чуда. При непохожести ландшафтов, архитектуры и внутреннего убранства монастырей и обителей – они все невероятно живописны и красивы, очевидно потому, что Святыня не бывает некрасива». Д.А. Белюкин сам принимал участие в паломнических поездках. «Глядя на светлые, живописные пейзажи, лесные просеки, тихие заводы, каждый, наверняка, видит на созданных Белюкиным картинах свои, близкие, милые сердцу, места, свою малую родину и ощущает неисчерпаемую мощь и безграничную широту Великой страны «с названьем кратким Русь»», - пишет корреспондент издания «Известия Мордовии» Мила Мельникова.
«Тихая моя Родина» - так называлась выставка Д.А. Белюкина, проходившая в минувшем году в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. «Как и для Николая Рубцова, строка из стихотворения которого дала название выставке, для меня Родина - это ностальгическая грусть по уходящей российской деревне, но не только. Я вижу Родину шире: для меня это и памятные исторические свершения прошлого, и грандиозные победы, и знаковые фигуры разных эпох. Одна из задач выставки - привлечь внимание к великому и непростому прошлому России. А "тихая" моя Родина потому, что великая держава никогда не кричала о своих достижениях, не выпячивала их. Русские люди испокон веку жили "тихо", смиренно, молча и мужественно преодолевая все ниспосланные испытания - войны, смуты, нашествия, революции, смены власти, кризисы...» - говорил художник в своём интервью.
«Несмотря на "тихое" название, выставка Дмитрия Белюкина имела такой же шумный успех, как и все предыдущие. Его произведения сполна утоляют духовно-эстетический голод посетителей, чем и вызывают их искреннюю благодарность. Художник щедро возвращает нам нашу национальную живописную классику, основанную на национальных эстетических представлениях… - отмечает Светлана Галаганова в уже приводимой статье. - …Да, Белюкин - Мастер. Но ведь он наследник уникального, богатейшего, единственного в мире явления, имя которому - русская живопись». И вполне можно согласиться с её характеристикой художника: «Дмитрий Белюкин - влюблённый романтик, очарованный странник, шубертовский Wanderer в русском облике, неутомимый искатель духовных родников в безжизненной пустыне современной цивилизации».
Краткая биография:
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
Начиная с 1988 года является Членом Союза художников России и Московского Союза художников. Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – Действительные члены АХ СССР А. П. Ткачёв и С. П. Ткачёв).
С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. С 2004 года Член Творческого союза художников России. Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств.
Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и Национальной премии «Человек года - 2009».
______________________________