«Не запустить в душу холод…» Рецензия на повесть Д.Н.Юдкина "Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май" поэта, члена правления Союза Писателей России, А.С.Ананичева
Картина Б.В.Щербакова "ВЛЮБЛЕННЫЕ" (1959г.)
«Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май» - повесть Луганского писателя Дмитрия Юдкина, вошедшая в книгу «На чаше весов». Повесть написана накануне страшных для юго-востока Украины событий, когда еще не началась смута в стране и война, но появилось много печальных условий для обнищания народа, в особенности живущего на селе.
Главный герой повести Андрей Зацепин - совестливый бухгалтер в совхозном правлении, получающий за работу уже не деньги, а «жалованье натуроплатой, чтобы не помереть с голоду», вдруг поддался невесть откуда подкравшейся страсти рисования. Эту страсть к познанию живописи поддержал в нем московский художник Куприян Иванович Гордеенко, купивший в родном селе Андрея, Масловке, старый бревенчатый дом.
Сельские жители с насмешкой восприняли новое увлечение своего сорока двухлетнего земляка, начавшего тратить и без того скудный бюджет семьи на непонятные им глупости – холсты и краски… Ну а молва о сельском чудике, гуляющая из дома в дом по селу, испортило семейное счастье Андрея Зацепина. Теща, невзлюбившая зятя за его «художнические выбражательства», тесть и жена ополчились на него, призывая больше времени уделять своим детям и домашнему хозяйству. Подлил масла в огонь приехавший из Киева родственник…
Павел Петрович Труфанов – антипод Андрея. Он вообще был «инородным телом» среди земляков, «волею случая занесенный из столичных заоблачных высот в их, забытую Богом, глубинку». Самодовольство чувствовалось во всем его облике: в глазах, движениях, одежде (он был за столом в отутюженном до ниточки костюме-тройке и при галстуке). «Все в своей жизни он выучился делать основательно… Он не просто ел – он трудился. Работал челюстями, напрягая желваки, переламывал крепкими белыми зубами куриные кости, ранние тепличные огурцы… Его жесты, интонации в голосе и сама его поза – свидетельствовали о том, какой он солидный, умный и «большой» человек».
- Какого человека можно назвать счастливым? – спрашивает его Андрей.
- По-моему, счастье человека в том, чтобы он был нужен людям, приносил пользу…, - не сразу нашелся Павел Петрович.
- Ассенизатор, копаясь в нечистотах, приносит несомненную пользу обществу, но счастлив ли он? Я вижу счастье в совсем другом.
Пример – Куприян Иванович. Он всю жизнь занимался любимым делом. И ему его труд не в тягость, а наоборот, чем напряженнее он работает, тем большую радость в нем находит…
Трудно держать оборону сельскому выскочке, как и чудикам в шукшинских рассказах.
- Андрюх, я в школе тоже рисовать любил, особенно вместо урока арифметики, - обратился к Зацепину Игорь Боровец, бывший комбайнер, а ныне частный предприниматель. – Однако время приспело, школу закончил, из-за парты вылез – и закончились мои рисования, понял мальчик, во взрослую жизнь пора вступать, не до баловства, ну, а фантазии потом сами собой отпали…
Мудрый Куприян Иванович, к которому ушел из родного дома Андрей, погасил в нем костерок злобы и раздражения.
- Если трудно простить, тогда не прощай… А благодари их. Благодари за трудности, помехи, которые они тебе создают и, преодолевая трудности, становись сильнее… Страдания очищают… Только не состязайся ни с кем в пересмешничестве, не запорашивай свою душу черными хлопьями вражды и обиды…
И снова о счастье.
- Вся беда в том, что ты не хочешь быть счастливым обычным днем… Когда ты научишься радоваться солнышку на рассвете…, встрече с облаком, плывущим в небесах, звонкому щебетанью птах, дождику моросящему за окном, крепкому наваристому чаю, и многому другому – что обыденно, и ты видишь это всуе, промежду прочим – вот тогда ты и будешь счастлив каждым днем.
Вот другой замечательный урок Андрею.
«Для того, чтобы душа осталась молодой, самое главное не запустить в нее холод… Холод безразличия. Пока ты будешь гореть каким-нибудь делом, ты не постареешь, пока будешь стремиться к успеху в своем деле – ты будешь молод…»
«Равнодушие – престол сатаны», - говорил испанский поэт Гарсиа Лорка. Равнодушие – это сердечная окаменелость, корень всяческих зол. Кстати, самое страшное наказание в аду, судя по мытарствам блаженной Феодоры, именно за эту сердечную сухость, когда в сердце нет места для прощения, благодарения, любви.
Внутренняя подсветка, словно потаенное крохотное солнце, веселит сердце, глаза, весь облик человеческий делая моложе. Вот и Куприян, восьмидесятилетний по годам старец, выглядит гораздо моложе своих лет. Подтянутый, подвижный словно ртуть, и «если бы не белая, как лунь борода, скорее бы походил на не в меру морщинистого подростка, чем на степенного старика…» Вспомним изображение Павла Петровича: «лысый сорокалетний мужик», говорит «скучноватым голосом», с «изрядным животиком» и «унылым взглядом»…
Повесть, в конце которой состоялось примирение Андрея и жены его Марии, читается на одном дыхании. Написана живым языком. Вспомним каламбуры Андрея: зарплата выплачивается – от слова выплач, плач; придурки – живущие при дураках… Она светла, как золотеющее солнце посреди стремнины, напомнившее Андрею золотую рыбку.
Хочется поздравить автора с очередной удачей.
поэт, член правления Союза писателей России Александр Ананичев (г.Сергиев Посад)