Никто
Предлагаю сегодня на примере повести А. Лиханова «Никто» поговорить об очень серьезной, тяжелой теме – о детях-сиротах. Что вы знаете о них? Сколько брошенных детей в нашей стране? Как они живут?
Вся жизнь отца и матери, каждый их поступок должны быть примером для детей, в основе их взаимоотношений должны быть любовь и уважение. И большинству детей везет: родители их любят, заботятся об их здоровье, оберегают от трудностей, от дурных компаний; стараются, чтобы дети получили достойное образование. Мы все об этом знаем.
И все знаем, что рядом существует другая жизнь. Жизнь детей, не нужных никому. Без войн и эпидемий ежедневно в России около 200 детей становятся сиротами! ЕЖЕДНЕВНО! 200!
Еще немного страшной статистики...
40 % воспитанников детских домов и интернатов затем попадают в тюрьмы.
90% брошенных детей являются родителями будущих сирот. На первый взгляд, это кажется странным. Но это легко объяснимо: чтобы человек умел позаботиться о других, нужно, чтобы в него кто-то вложил много-много любви и заботы...
Сейчас в России более 600 тысяч детей-сирот. Для сравнения - это больше, чем население всего города Рязани!
Более 80% воспитанников детских домов и интернатов – сироты при живых родителях!
Именно тема сиротства при живых родителях проходит красной нитью через творчество писателя Альберта Лиханова.Повесть «Никто» – это крик, полный боли, гнева, страха, отчаяния за судьбу всех брошенных российских детей.
Сюжет повести на первый взгляд, прост: место действия - маленький городок, интернат на 250 человек. Его обитатели – брошенные дети. От которых родители либо отказались, либо лишены родительских прав.
Итак. Обыкновенная повседневная жизнь интерната. Обезличенность во всем: в описании обстановки, воспитателей, а главное - самих детей. В интернате - все на одно лицо, все одинаковые. Воспитанников даже стригли ножницами «предназначенными для стрижки баранов».
Всех ребят объединяла одна особенность – «Пацаны и девчонки, живущие здесь, были слеплены похоже на одну колодку: безотцовщина и бездумная мать». Автор повести отмечает, что мужчины никогда не приходили в интернат навестить детей. Словно не было у этих ребят отцов. Или хотя бы дядьев. Изредка приходили матери, тетки, двоюродные сестры и еще какие-то дальние женщины. Но только не мужчины.
А к главному герою повести подростку Коле Топорову ни разу не пришла даже такая мамашка. К нему за всю его жизнь не приходил НИКТО и НИКОГДА! Вначале и он ждал, как все, а потом перестал. В интернате было таких с десяток человек, «кто давно никого не ждал, похоже, не имел права на ожидание».
Описывая быт, нравы, обычаи интерната, Лиханов на фоне общей картины выделяет тройку ребят, сгруппировавшихся вокруг Николая, его друзей - Макарку, Гнедого и Гошмана. На их конкретной судьбе автор пытается выявить истоки их бед, причины появления в интернате и проследить за дальнейшей судьбой ребят.
А у каждого из них своя искалеченная судьба. Детям некому было пожаловаться на обиду и несправедливость. Их воспитывала жизнь, в которой они потом терялись и не находили дороги в светлое будущее. Каждый из этих ребят таил желание опереться на чью-то «взрослую надежность и силу, с которыми они ни разу в жизни не встретились». Они были обречены на «жестокую безнадежность этого желания».
Страшным потрясением для Топорика стала болезнь его лучшего друга - Гошмана. Его смогли бы спасти клетки костного мозга, взятые у родственников, но где они эти родственники? «Всю жизнь Кольча ненавидел полупьяных мамашек, испытывая презрение к ним и думал: «Кому нужна такая тетка?» И вот, оказывается, жизнь его лучшего друга зависит от мамашки. Какое право она имела исчезнуть?»
В Топорике Валентину нравились качества, воспитанные жестокими законами интерната: молчаливость, сдержанность, отсутствие жадности и излишнего любопытства, преданность своему делу и хозяину. «Ведь разве плохо, когда у собаки – безродной, бездомной – появляется хозяин? Такая псина, такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, давшего миску с тёплым молоком и имя». Как сложилась судьба Кольчи, вы сможете узнать, прочитав повесть «Никто».
Детдомовский мальчик не лишен многих способностей и мог бы вырасти успешным человеком, но не получил самого главного в жизни – родительской любви, чувства защищенности, семейного воспитания… Брошенного ребенка постоянно преследует тяжелый вопрос: «А ты кто?» И однажды Валентин открыл Топорику весь смысл его жизни, случайно соединив первые буквы имени и фамилии: Николай Топоров – Ник-То – Никто.
Вот один из эпизодов книги, потрясший меня. Пытаясь найти свою мать, Николай отправился в Дом ребенка и увидел, как в большой светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них, как белые коконы, лежали младенцы. «Топорика била в висок простейшая и ужасная мысль: «Их бросили». Потом он часто вспоминал эту большую светлую комнату, с полешками детских тел... И те, и уже подросшие, и он сам - кто они?
Неужели никто? Ничего? Нигде?
Первый раз, наверное, в сознательные свои годы Кольча Топорик заплакал... Личность без роду и племени, чистый во всех своих родственных отношениях, те есть абсолютно одинокий, человек, с детства не отведавший чувства, плакал, думая о себе, о корешках своих, о детях, укрытых в этом доме...».
Сейчас идет 21 век. В обществе достаточно богатых и благополучных людей, но «сирот» при живых родителях не становится меньше. Альберт Лиханов говорит не о бедности в плане материальном, а о потере обществом нравственных ценностей, о слепости и глухоте, рожденных сытостью.
Я тоже считаю, что отказ от материнства нельзя оправдывать социальными явлениями. Очень часто у детдомовцев есть живые и работоспособные родители, или хотя бы какие-то родственники. Не нужда, не последняя крайность заставляет их отказываться от детей, а духовный цинизм, нежелание пожертвовать собственным благополучием и покоем...
Уважаемые читатели, а что вы думаете о сиротстве в России?
И еще хотелось бы услышать отзывы тех, кто прочитал повесть «Никто».
Источник: http://www.csdb62.ru/blog/a/17805-Nikto.html