О РОМАНЕ, ВРЕМЕНИ И О НАС.

Опубликовано 05.05.2016 в Рецензии и отзывы, Эхом вдоль дремлющих улиц

Русский народ, ты забыл, что ты русский?!
Иоанн Кронштадский.

Мы русские, с нами Бог!.
Александр Суворов

В противоположность всякому интернационализму, — как сентиментальному, так и свирепому; — в противовес всякой денационализации, бытовой и политической — мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу.
Иван Ильин

Роман Дмитрия Юдкина «Эхом вдоль дремлющих улиц» я прочитала перед самой войной, о которой мы, простой люд не только не задумывались, но предвидеть её не могли в самых кошмарных снах. Мы жили да и жили по законам своего благополучия, с заботами, радостями, бедами и всем, что называется житейской суетой. Ходили на работу, в гости, в театры (реже в кино), на стадионы, смотрели телесериалы, новости, шоу и всякую информационную мишуру и это считали достойным обсуждения. И когда услышала от своих знакомых, что они спорят о книжке, да еще местного луганского писателя, просто удивилась. Захотелось узнать, чем она задела их. Достала этот не большой по объему роман, начала читать. Первые страницы меня, мягко говоря, ошарашили. Главный герой, с любимым на Руси именем Иван, помещается автором в среду «бомжей» с кличкой Сивый и живет жизнью этих людей, вероятно, уже забывших свои Божии имена, и отзывающиеся только на кликухи: Рязанец, Баркашик, Червонец, Аристарх, Лапоть, Кухарь, Шушарик и т.п. Читая, я просто недоумевала, ради чего написана книга? Это явно не социальное исследование жизни какой-то части общества, не детективная история, хотя в сюжете присутствуют свои интриги, предательство, убийство, не любовный роман, хотя неплохо выписаны лирические сцены, но тогда ради чего писатель выбрал этот сюжет? Прочла до конца. Потом еще и еще раз перечитала некоторые сцены и рассуждения героев, и постепенно начала понимать.

А роман-то не о бомжах и не об одном русском Иване, а обо всех нас. И не зря главный герой книги (читай автор) явно симпатизирует Баркашику - с его наивными программными тезисами русского национализма. Я начала вспоминать, как давно появилось в нашем лексиконе слово «бомж»? Что это за люди такие, люди нового поколения? Люди, потерявшие свои имена? Не чувствующие пуповинной связи со своей родной землей? Люди, не имеющие жилья, денег? Но разве не такие же «бомжи» некоторые из нового шоу-поколения, считающие себя «людьми мира», забывающие свои имена и называющие себя кличками «Витас», «Тимати», «Бьянка», «Ёлка» и др.? Почему мы не называем «бомжами», т.е. людьми без определенного места жительства тех, кто имеет жилье в нескольких странах и имеют гражданство не одной страны?

Странное дело, этот небольшой по объему роман, с поэтическим названием и очень ярким литературным языком, постоянно возвращает меня к рассуждениям о нашей совсем не поэтической действительности, особенно сейчас, когда какими-то БОМЖАМИ, владеющими деньгами, властью, не ведающими чувством ностальгии по родной земле, родному дому, разрушены в жуткой братоубойной войне «определенные места жительства» тысяч людей. Ради чего? И почему это смогло с нами произойти? Не потому ли что мы «бомжи» на своей родной земле, забывшие свои корни, своих предков, свою веру. Как мы допустили возможность внушить нам, что украинцы и русские враги, а не один народ, с одной верой и одной историей?

И почему же мы не боимся Божьего наказания за отступление от веры наших предков? Разве мы сами себе это придумали? Или лукавый опять соблазнил нас, как когда-то наших прародителей? Как хочется надеяться, что мы одумаемся и взойдем в единой истинной вере православной к нашему спасению и спасению наших детей, как русский Иван Крепилин (удивительно сильный финал романа), а не будем барахтаться, в сооруженном для нас иноверцами, нищем и грязном «бомжатнике». И не эхом вдоль дремлющих улиц, а радостными возгласами «Мы русские, с нами Бог» мы вернемся в наши родные дома. Станем единым народом, святой и непобедимой Русью. Вспомним и помолимся обо всех невинно погибших и обо всех, кто души свои не пожалел за други своя. Яко с нами Бог.

поэтесса, член Межрегионального союза писателей,  Екатерина Лазарева (г.Луганск)

Top