Ожившее солнце как герой повести. Георгий Боровиков

Опубликовано 18.05.2021 в Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май!, Рецензии и отзывы

Первым делом после того, как я ознакомился с повестью «Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май!» я еще раз порадовался за моего друга Дмитрия Юдкина и «по совместительству» ее автора. Какой же он жизнелюб, оптимист, реально верящий в человека, в его призвание, в его внутреннюю красоту, доброту и правду! Сама повесть читается на одном дыхании, хотя в ней нет какой-то особой замысловатости, каких-то авантюрных поворотов. Фабула произведения передает минимум событий из жизни одного деревенского жителя, семьянина, бухгалтера и одновременно не простого человека. Все внимание читателя поглощено его внутренним миром, его воспоминаниями, размышлениями, рефлексиями. И это, благодаря простоте и доходчивости изложения, почему-то действительно захватывает внимание, не позволяет оторваться от чтения.

Отдельно стоит обратить внимание на героев произведения. Из них, на мой взгляд, реально узнаваемыми с психологической точки зрения можно назвать троих. Это собственно сам главный герой Андрей Зацепин, его жена Маша и немного загадочный "маститый московский художник" Гордеенко Куприян Иванович, "восьмидесятилетний старик с неутоленной в душе жаждой жизни и необузданной любовью к ней".

Андрей Зацепин - это далеко не типичный персонаж нашей эпохи. Нашедший вроде бы свое место в жизни, создавший семью, вырастивший детей, он вдруг с удивлением для себя самого открывает, что жену свою он совершенно не знает, общего кроме детей и быта у них по-сути ничего нет. Инициатическим событием для такого прозрения послужило знакомство с упомянутом выше художником, Куприяном Ивановичем и внезапно открывшийся в Андрее талант, страсть к рисованию, художественное восприятие мира.

Для городского читателя, который, как никак, составляет сегодня как минимум две трети всех «потребителей» литературы подобного рода, сначала кажется немного сомнительной сама психологическая достоверность ситуации, разворачивающейся с первых страниц повести. Читаем: " По селу поползли сплетни, одна нелепей другой. Молва приписывала ему - то буйное помешательство, то вяло текущую шизофрению. При встречах с односельчанами он заметил, что смотрят они на него или с сочувствием или все с тем же смешком в глазах, что и у тестя. Каждый из них старался разглядеть в Зацепине признаки душевной болезни." Кажется немного странной, необычной такая "проскинеза", такое смирение или "пофигизм" с его стороны. Однако далее мы начинаем открывать для себя мир его нового друга, насыщенный опытом, мудрым созерцанием и подлинным благоговением перед красотой и величием Природы. И тут становится ясно где корни этого чудного перерождения человека, открывшего нам тайну его тонкой душевной организации.

Особый интерес у вдумчивого читателя, ищущего правды и смысла не только в философских трактатах, но и в художественном произведении, должен вызвать диалог в доме у Куприяна Ивановича между хозяином и Зацепиным. Здесь, думается, представлен весь ценностный императив и философские воззрения автора. Мудрость старца, прошедшего большую школу, видавшего виды и узнавшего жизнь во всех ее проявлениях, встречается с детской непосредственностью неофита, еще неопытного пленника самых противоречивых чувств и эмоций, но одновременно сделавшего волевой шаг в сторону новой жизни. Это наставление, завещание, целый набор советов и подсказок. Ознакомившись с этим диалогом, читатель уже не сомневается в правдивости психологических мотиваций главного героя, перед читателем предстают во всей полноте два архитипических образа Учителя и Ученика

Именно этот диалог становиться в жизни главного героя той реперной точкой, начиная с которой сюжетная линия повествования, а вернее сказать, сюжетная линия его духовного поиска координально меняет свое направление. И именно здесь перед нами начинает раскрываться во всей полноте психологический портрет его жены Маши, ребенка в интеллектуальном отношении, но одновременно - богини, не лишенной своеобразной женственности и загадочности в их чистом, изначальном виде. Маша - не просто спутник жизни Андрея, она, даже в сорок лет, остается для него предметом вожделения и - более того - целью духовного поиска. Ее образ не так ярко прорисован автором и, кажется, неспроста, потому что именно она, как некий проводник, увлекает главного героя на самую важную встречу его жизни, на встречу с самым таинственным и прекрасным героем этой повести. Кто же этот герой?

Для того, чтобы ответить на это вопрос обратимся к описанию вечера у Куприяна Ивановича:

«За окном серело. В комнате царил полумрак. Предметы теряли привычные очертания.

- Куприян Иванович, может включим свет?

- Не надо. Проводим солнышко, вот затем и включим. А сейчас давайте с ним попрощаемся.

- Давайте - растерянно согласился Андрей, не совсем понимая, чего от него хотел старик и, проследив за его взглядом, увидел куда, чуть ли не с благоговением, смотрел Куприян Иванович.

Старик смотрел на косогор, за которым солнце прятало свое меркнувшее тело...»

Не может быть сомнений в том, что этим самым таинственным и прекрасным героем повести, в свете которого с разной яркостью освещения мы рассматриваем канву повествования, является солнце. Великое Солнце, которое автором, видимо с целью мистификации читателя, неизменно пишется со строчной буквы. Солнце, с которым прощается престарелый Мастер и встреча с которым у Андрея еще только предстоит, на что намек дается в самых последних строках повести.

Безусловно для сегодняшнего материалистического и десакрализованного сознания довольно странным и нелепым кажется вплетать в реалистический сюжет мифологических героев. Однако для настоящего художника это не может являться препятствием. Последний, значимый (как нам кажется) персонаж повести, Солнце, остается всего лишь частью природы, как бы лишенной личностных антропоморфных качеств и в то же время... именно оно, Солнце, становится причиной тех сюжетных поворотов и духовных поисков, в достоверности и реалистичности которых мы не сомневаемся.

Завершая свое рассмотрение замечательной повести «Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май!», я хочу поздравить ее автора и моего друга Дмитрия Юдкина с творческой удачей. Изображение объемных, психологически достоверных образов, та самая основная цель и мечта настоящего художника, достигнуты в полной мере. Для нас, читателей, осталось совсем немного: приступить к чтению. Вдумчиво и серьезно.

ГЕОРГИЙ ИГОРЕВИЧ БОРОВИКОВ, ЛИДЕР ПАРТИИ "ПРАВАЯ РОССИЯ"

Top