По-настоящему рядом…

Опубликовано 28.11.2015 в Блог Дмитрия Юдкина

(заметки с выставки «Новороссия. Юзовка. Будущее начинается в прошлом»)

Эта выставка талантливой донецкой художницы Татьяны Пономаренко-Левераш открылась в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Посвящена она 200-летию со дня рождения основателя Донецка англичанина Джона Юза, но охватывает разные эпохи развития Донбасса: от зарождения до сегодняшнего дня. В России нет человека, который не сопереживал бы Донбассу, его героической борьбе. На открытие выставки собралось множество людей, среди которых были публичные люди, знаменитости (И. Кобзон, который возглавляет землячество донбасовцев, Г. Зюганов, В. Терешкова, космонавт Волков), представители ДНР и ЛНР, землячеств Украины в Москве (Н.Челомбитько, игумен Кирилл (Сахаров)) и др. Всех объединяло то, что они пришли засвидетельствовать свое отношение к трагедии Новороссии.

Выставка задумывалась еще до конфликта. Мечтой Татьяны Пономаренко-Левераш, по ее словам, было создание летописи Донбасса. Мы знаем, что строить новое без оглядки на историю - это заведомо провальный путь. Татьяна провела нас по страницам истории Донбасса. Она постаралась не забыть ни одной из них - ни самой славной, ни самой горькой – выставка показывает насилие новых нацистов, бандеровцев, националистов, то варварство, с которым нынешние власти Украины расстреливали (и продолжают бомбить) красивейший город Донецк, Луганск, Краматорск, Славянск. Несмотря на всю трагичность, боль, которыми пронизана каждая картина, каждый экспонат, эта выставка все же призывает к созиданию, миру, добру и дружбе. И очень символично, что она проходит под сенью монумента «Рабочий и колхозница».

Выставка расположена на четырех этажах. Начало осмотра так и названо – «Начало». На живописных полотнах представлены исторические вехи жизни Джона Юза. Оформление зала стилизовано под зарождающийся город. Надо отметить талантливую находку организаторов в презентации картин: зрителям представляют их по одной – снимается покрывало, а затем картина «оживает» – актеры Донецкого драматического театра инсценируют сюжет каждой картины.

Джон Юз родился в семье горного инженера. Однажды он стал свидетелем разговора своего отца и его помощника, в котором уловил тревожные нотки – завод отца испытывает дефицит топлива, связанный с доставкой его по железной дороге. Висит угроза банкротства. И тут маленький Джон, который играл рядом, предлагает транспортировать уголь по морю. Эта гениальная идея спасла Юзов от разорения. Это сюжет первой картины и первой театральной постановки по ней. В 28 лет Джон становится горным инженером, потом обзаводится кораблями, покупает литейный цех, в котором делают пушки, т.е. работает на военно-промышленный комплекс. Бронированная сталь, которую выпускал завод Юза, была признана российскими военными чиновниками наиболее прочной. С целью укрепления брони форта в Кронштадте Адмиралтейство обратилось к Юзу с военным заказом. Так впервые судьба английского предпринимателя пересеклась с интересами России. Конечно, неслучайно именно в нашей стране англичанин решил начать свое дело. В мире более 200 стран, и только с десяток имеют тысячелетнюю историю. На пальцах можно пересчитать те страны, которые освоили все виды искусства и научного познания. Среди них наша великая страна и Англия. И, кстати сказать, только две цивилизации – славянская и англосаксонская, - никогда не теряли своего суверенитета.

В петровскую эпоху на Урале уже работало 50 металлургических заводов, построенных братьями Демидовыми, т.н. «каменный пояс»; тульские заводы. В то время Россия по выработке железа была на одном уровне с Англией. К сожалению, потом ситуация поменялась и, в частности, рельсы нам приходилось покупать заграницей. Поэтому, первое, что решил сделать Юз на богатейших углем, еще в полной мере не освоенных, землях Екатеринославской губернии (нынешний Донбасс), помимо строительства заводов и открытия новых шахт – это наладить собственное рельсовое производство. Джон говорил, что у него не укладывается в голове, как, несмотря на все богатство месторождений и сравнительно легкой добыче угля (причем отличного качества) и железа империя зависит от импорта. Кстати, небольшое историческое отступление: к 30-м годам 20-го столетия, когда в мире «запахло» фашизмом, в нашей стране было построено 6 тысяч самых современных на тот момент металлургических заводов, тем самым окончательно решились проблемы зависимости от импорта и одновременно обороны страны.

Вернемся к Юзу. Он инициировал создание «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств». Был заключен договор, в котором говорилось, что на деньги Романовых (в то время уже правил Александр III) русские рабочие по проектам английских инженеров будут строить в Новороссии металлургические заводы. Эти заводы, как мечтал Джон, в будущем должны будут конкурировать с британскими и даже превзойти их. Из Рязани, Калуги, - со всей России на пустующие пока южные земли империи стали стекаться русские люди.

В возрасте 55 лет Юз вступил на земли будущего Донбасса. Перед ним предстали безкрайние степи. Колышется ковыль, хаты, церквушка.

Сколько силы в ней сокрыто и безпечности,

в Александровской степи, свободой дышащей.

В каждом колосе и в каплях безконечности…


Начинает Юз с того, что в небольшой избе села Александровка открывает кузницу. Он понимает, что все детали для завода придется везти на волах с Таганрога или Мариуполя, поэтому по максимуму нужно наладить производство хотя бы мелких запчастей на месте. Далеко не все было гладко, особенно поначалу. Было такое время, когда Александр III был недоволен работой Юза, даже была угроза его изгнания. Этот исторический момент отражен в картине «Неприятность». Из-за неверных расчетов инженеров - неудача с первой плавкой, печь не может поддерживать нужную температуру, сталь идет некачественная. О Джоне тогда писали, что «обнаружено полное незнание господином Юзом того дела, за которое он взялся». Опускались руки, но он проявляет волю, и в неимоверно тяжелых условиях все же строит домну, делает первую плавку.

По словам Татьяны, Юз очень полюбил нашу страну, русских людей, которые вместе с ним поднимали этот край. Он заботился о благополучии рабочих, лично проведывал их семьи, подбадривал, если случалось несчастье, травма. Юз привез с собой и чисто английское развлечение – футбол. Донецкая команда «Шахтер» ведет свое начало как раз с тех времен. Шахтерская работа вредна для легких и Юз привозит из соляных копий глыбы соли, устраивает соляной театр. Шахтеры, смотревшие спектакли, одновременно лечили свои легкие. Благодарные русские люди отвечали взаимностью, работали с полной отдачей. В народе Джона Юза звали попросту - Иван Иваныч.

Последняя картина в этом зале - панорамное полотно «Юзовка». Она выполнена по черно-белой фотографии из краеведческого музея Лондона. Такая же фотография была и в Донецком музее до последнего времени, сейчас музей разрушен. На этой картине видна каждая деталь, каждое строение. В центре - Спасо-Преображенский собор. Бакалейные и другие лавки, гостиница, буфет, больница. Несмотря на внушительные размеры Юзовки, ее долгое время не признавали городом. О местном самоуправлении речи не было, и единственной властью оставался Джон Юз. Сбылась мечта его детства - над ним не было начальников, а его слово было законом для каждого. После революции заводы были национализированы. Советские власти решили, что город не может именоваться в честь английского капиталиста. Поэтому в 1923 году Юзовку переименовали в Троцк. Это название не прижилось, и через год город опять переименовали, в честь другого вождя – Сталино. А в 1961 году, когда названия с именем Сталина стали убирать, Юзовка вполне могла получить новое имя, Хрущевск, например. Но, к счастью, город приобрел название, не связанное ни с кем из властей, и город стал называться Донецком. Он до сих пор остается крупным угольным и металлургическим центром, правда теперь уже не России...

Спускаемся на этаж ниже. Экспозиция под названием «Наследие». Графические работы, сделанные по документальным фотографиям. Облик Юзовки того времени, который оставил русский народ, строивший этот могучий индустриальный центр. Преображенский собор, каждое здание, железнодорожный вокзал, Театр солей, женская гимназия. Некоторые здания сохранились до сих пор. Здание Петербургского банка, например. Сейчас в нем Дворец творчества детей и юношества. Вызвало улыбку изображение играющих в футбол английских инженеров – все как один в цилиндрах на головах – истинные джентльмены, что тут скажешь. Потом уже и рабочие заинтересовались этой игрой и футбольная команда «Юзовка» стала участвовать в различных первенствах внутри страны. В центре зала на витрине выставлены шахтерские лампы, которыми пользовались еще во времена Юза (им около 200 лет). Эта коллекция графических работ в свое время побывала в Лондоне и Уэльсе.

Татьяна рассказывает, что к 200-летию основателя Донецка планировалось открыть музей Джона Юза и всего металлургического центра Донбасса, который располагался бы в цехе времен Юзовки, с настоящим конвектором, в котором тогда плавили чугун, и другими экспонатами. Дончане отыскали и привели в порядок заброшенную и разбитую могилу Юза в Англии. Празднование 200-летия Джона Юза на уровне Верховной Рады планировали сделать таким же, как и празднование 200-летия Тараса Шевченко (памятник которому есть в Донецке и его, кстати, никто не рушит), с не меньшим размахом. Пригласить мэра Уэльса и других английских представителей, т.к. Донецк, по мнению Татьяны, является точкой схода двух империй – Российской и Британской. Но начались печальные события, последовала информационная блокада. Несмотря на это, дончане твердо уверены, что музей Юза, удивительного англичанина, который дал жизнь и начало Донбассу - краю шахтеров, металлургов, мужественных, настоящих и просто замечательных людей – будет открыт.

Следующий этаж, следующая экспозиция – «Расцвет». В этом зале - живописные полотна, на которых современный индустриальный город Донецк в преддверии ЕВРО-2012. Параллельно идет демонстрация фильма о Донецке. На картинах запечатлено мирное время. Православные храмы, мечети, костелы, англиканская церковь. Несмотря на то, что символ Донецка - это шахтер, завод и православный храм, но, по мнению художницы, все конфессии всегда были вместе. Различные портреты: герои Донбасса, герои Советского Союза, герои труда - при СССР была целая плеяда ученых. Портреты мэров, футболистов. Запомнился портрет чешского футболиста, ранее игравшего за донецкий «Шахтер», в шахтерской робе. Он полюбил этот край и захотел увезти с собой этот символ Донбасса. Еще любопытная картина, трогательный момент, который подметила художница: шахтеры после рабочего дня, явно не успевая на футбольный матч, смотрят за игрой любимой команды прямо с террикона. Панорама Донецка, триптих. Берег Азовского моря, детские курортные лагеря. Сейчас там невозможно ступить – все заминировано. Коллекция картин «Женщины Донбасса». За эти картины мэр Флоренции, нынешний премьер-министр Италии, вручил городу Донецку золотую медаль. Дончане надеются, что при всей своей занятости он помнит, что есть такой город Донецк, в котором живут не террористы, но мирные люди; мужчины, которые умеют работать и не хотят войны, удивительные красивые женщины. «Не стреляйте в красоту Донбасса!», «Услышьте Донбасс!». Выставка - как открытая рана, оголенный нерв.

Последний зал, красноречивое название - «Ошибка». Конструкции передают ощущение разрушенного города. На экране проектора разрушенные здания. Фотографии сегодняшнего Донбасса, что произошло за полтора года, какой сегодня Донбасс и какой он живет жизнью. Раненные картины, пострадавшие от обстрелов, с пулевыми отверстиями, обожженные. Они были вывезены из военного города, восстанавливались уже в Москве. Прямо в сердце – полные скорби огромные глаза маленькой девчушки… Детские работы. Дети не хотят писать войну, они рисуют мир. Все уже устали от войны. Город потихоньку избавляется от руин, восстанавливается. Если бы не было новых обстрелов...

Большой портрет Владимира Путина «По-настоящему рядом». Написан недавно, как говорят художники, холст еще сырой. На Валдае Путин сказал, что русский народ оказался самым большим разделенным народом в мире – эти слова крупно написаны над портретом.

Это безумие, которое сейчас происходит между нашими странами, можно остановить лишь сообща, помня главное: великороссы, малороссы и белорусы – это народ с одной историей, одной веры, одними трудностями и победами. Сплачиваясь и объединяясь можно одолеть то варварство и насилие, которое проникло на наши земли.

Геннадий Зюганов в своем выступлении напомнил, что в 1918 году Черчилль ежедневно призывал задушить молодую советскую республику, но когда Гитлер захватил всю хваленую континентальную Европу, то Черчилль первый сказал, что «без союза с Союзом мы все погибнем». И сейчас, когда начались жуткие кровавые теракты, хотелось бы, чтобы все, наконец, услышали призывы Путина к объединению. То, что происходит в Донбассе и то, что произошло в Париже - это звенья одной цепи. Независимо от национальности и вероисповедания сейчас у всех один общий враг - терроризм – фашизм в извращенной форме.

Иосиф Кобзон заметил, что, несмотря на то, что он имеет множество наград, но сегодня с гордостью надел ту награду, которую ему вручил Захарченко - Звезду героя Народной Донецкой республики. Донбасс - родина Кобзона, и он гордится этим.

Г. А. Зюганов и И.Д. Кобзон создали движение «Дети России – детям Донбасса». Больше всего от войны страдают дети, женщины и старики. Открыт санаторий «Снегири», который уже принял более тысячи детей с Донбасса. В нем организована целая реабилитационная программа, чтобы дети забыли на какое-то время об ужасах войны: цирк, театр, спортивные сооружения и игры. 45 конвоев отправлено на Донбасс, более 5 тысяч тонн продовольствия.

Кто-то из выступавших заметил, что на этой выставке был бы очень уместен портрет бабушки из Карачаево-Черкесии, как символ людей, которые оказывают большую помощь в возрождении Донбасса. Узнав, что ополченцы мерзнут, она связала 300 пар носков и отправила их на передовую. Благодарные защитники своей Родины пишут ей письма по сей день.

Космонавт Волков А. А., уроженец печально известной теперь Горловки, сказал, что восхищен работами художницы. Он окунулся в свое детство, увидел тот Донбасс, в котором родился. Донецк, по словам космонавта, из космоса прекрасен. У Александра Александровича не было сомнений, какой позывной взять себе при полете в космос. Весь земной шар больше года слышал его слова оттуда: «Я – Донбасс». Со слезами и дрожью в голосе он говорил о том, как снаряд украинской армии разрушил памятник на могиле его отца, который прошел всю войну с 39-го года (Финская кампания) и закончил в Берлине в 1945-м. А сегодня вот получил снаряд от своих…

Десяток Уголовных дел открыто по фактам геноцида, ведения запрещенных методов войны, убийствам мирного населения. 100 тысяч допрошено, 30 тыс. признано потерпевшими, из которых более 3 тыс. детей. Следственным комитетом РФ издана «Белая книга преступлений - трагедия юго-востока Украины». В ней собраны документальные свидетельства участников событий, очевидцев и потерпевших, фотодокументы и материалы международных организаций, зафиксировавшие доказательства военных преступлений на юго-востоке Украины. И война еще не закончена, конфликт продолжается.

Было сказано много теплых слов в адрес художницы Татьяны Пономаренко-Левераш, автора и организатора выставки, ей с благодарностью преподнесли большой букет белых роз. Иосиф Давыдович исполнил песню «Спят курганы темные», которую подхватили все присутствовавшие. И, конечно, все с надеждой говорили о том, что в скором времени увидят Донбасс снова красивым и процветающим.

Андреева Анна,

руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке, иконописец

Top