Рецензия Луганской писательницы Натальи Григорьевой на роман Дмитрия Юдкина «Эхом вдоль дремлющих улиц».
Начиная
читать роман Дмитрия Юдкина «Эхом вдоль дремлющих улиц», я была несколько
смущена. Повествование начинается с глубокого проникновения во внутренний и
внешний мир человека. Я посчитала это натурализмом, который не очень приемлю в
искусстве. Но отложить книгу в сторону не хватило сил.
Какая-то
магическая сила заставляла меня перелистывать страницу за страницей. Сердце
сжималось то от боли, то от сострадания, то от злости и от презрения к
обидчикам моего героя. Ибо, с первых
страниц «герой» стал моим.
И хотя
описание жизни всех персонажей романа ведется в простой, открытой и даже
несколько грубоватой форме, способной вызвать неприятие, читатель всем сердцем
вживается в этот мир, в мир Николая Ивановича Крепилина. Полный глубокого
трагизма, обусловленного нравственными и социальными проблемами. И только
прочитав книгу до конца, понимаешь вопрос поставленный автором: что такое
человек? Марионетка в руках слепого Провидения или Личность, способная взять на
себя ответственность за свою судьбу?
Ответ автора
– личность.
Дмитрий
выходит за сферу новомодной криминалистической литературы, и без всякого
самообожания, самодовольства и циничной иронии раскрывает перед нами
мучительное раздвоение личности, стремление к справедливости и в то же время
беспомощное, отвергнутое и усталое существо. Это существо – человек.
Прослеживается
глубокое знание человеческого сердца, души и умение все это проанализировать, и
даже злое торжество подлости здесь
подано понятно и естественно.
Поведение
человека определяет не только среда, в которую он попал, но и политические и
экономические условия, породившие данную среду. Поэтому автора, а вслед за ним
и читателя, интересуют, как внутренние переживания, психологические нюансы, так и социальные отношения. Глубокое знание
этих отношений в мире, казалось бы, далеком от нас поразило меня.
Я знаю
Дмитрия Юдкина, как человека горячего, способного самоотверженно отстаивать
свои убеждения, имеющего определенное жизненное кредо и кристальной честности.
Но дело не в этом. Дмитрий неоднократно проводил блестящие мероприятия с переполненными
залами, с бурными и длительными аплодисментами, посвященные царской семье. И
вдруг…
Откуда такое
познание? Такое количество живых фактов, деталей, сведений, так мастерски
переданных читателю? Именно эти знания определили индивидуальный стиль повествования.
Казалось бы, автор описывает все жизненные
перипетии, происходящие с его литературными героями отвлеченно от себя,
как сторонний наблюдатель, констатирующий факты, не выказывая своего личного
отношения к событиям, разворачивающимся
на страницах романа. Но это не так. Если читатель прослеживает жизнь
героя вместе с ним, окунается во все перипетии его бедствий, значит, автор
небезразличен, не холоден к событиям, людям и фактам, иначе он не мог бы
заставить нас страдать вместе с героями книги.
Яркой
особенностью повествования является живое описание абсолютно всех сцен, как в
обстановке, так и в душевных переживаниях героев. Мы как будто не читаем, а
живем, или, по крайней мере, присутствуем в нем. Это дает нам возможность не
только прочувствовать замысел автора, но и понять душевную боль, переживания, и
тревоги участников романа.
Дмитрий
пытливо обращается к проблемам современного мира. При всей показной отстраненности
автора от развития сюжета и происходящих в нем событий, за каждым писательским словом, мы чувствуем его стремление показать человеку
несведущему ужас бесцельности жизни и жестокого потрясения внутреннего мира человека,
попавшего в, казалось бы, безысходное до отчаянности положение.
Ну и что мне
особенно близко – это позитивный конец произведения.
Даже на дне
есть люди, имеющие право называться человеком, способные не только протянуть
руку помощи, но и посвятить свою жизнь спасению людей, попавших в опустошающее
человеческие души микро-мироустроение.
Таков
Баркашик, отчасти Рязанец.
Я не
сторонница произведений будь то книга, или кинофильм, где читатель должен
додумывать, дорисовывать, одним словом продолжать линию сюжета за автора. Это
смущает, иногда злит. Мне больше по душе ясность и уверенность, что все будет
хорошо. Это то, что я нашла в книге Дмитрия Юдкина. Автор дает веру и надежду
на возрождение, на возможность достичь достойной человека жизни. Только нужно
постараться.
Дмитрий
Николаевич Юдкин поднял очень актуальную и вполне современную тему о «лишних»
для нашего общества людях. Которую, каждый благородный человек воспринимает,
как порок нашего общества. И, наверное, эта книга станет очень полезной для
кого-то из них, питающих надежду и нас, имеющих возможность, если не помочь, то
хотя бы не бросать в них злобный камень.
Наталья
Григорьева (г.Луганск)