Картина Юрия Пантюхина "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"
Завершился конкурс «Воскресающая Русь». Определены победители, вручены награды, состоялся итоговый вечер. Так прошло ещё одно знаковое мероприятие. Почему «ещё одно»? Да потому, что в России всё чаще и чаще, в больших и малых городах, начинают проводиться конкурсы духовной и патриотической поэзии. А это означает, что современная русская литература перестала «ожидать милостей от природы», то бишь, от властей, а самостоятельно стала выходить на свет Божий. Я сам был приглашён на три конкурса патриотической поэзии, но принял участие только в одном – на сайте ЛИК. А порывшись в соцсетях, убедился, что подобные мероприятия проходят по всей России. Видимо закончилось время пролития слёз и наматывания соплей на кулак по поводу того, что русским поэтам и писателям не дают выхода к широкой публике: мол, все каналы телевидения и радио заполонила европейская (читай, еврейская) культура. Да, заполонила. А чему здесь удивляться? Всякая государственная система правления кормит ту культуру, которая её обслуживает и обосновывает её идеологию, вбивая эту идеологию в сознание масс. Но идеология нынешней власти, которая строится на служении Золотому тельцу, не наша идеология, и, следовательно, она враждебна всему исконно русскому. А враги, естественно, враждуют между собой.
Я не однажды слышал от людей, близких к патриотическому движению, что русская литература умерла. Это не правда. Русская литература XXI столетия только рождается. Вернее, она уже родилась и окрепла настолько, что постепенно переходит в контрнаступление против литературы еврейской, которая, поддерживаемая многомиллионными грантами, пиарится по всей стране на государственном уровне. Да, мы пока пребываем на положении подпольщиков в своём родном Отечестве. Да, мы пока находимся в оккупации. Но партизанская война уже началась. Каждый конкурс русской духовно-патриотической поэзии – это отдельный партизанский отряд. Руководители Литературно-исторического клуба «Русичъ» Дмитрий Николаевич Юдкин и Иван Иванович Жук являются командирами своего отряда, одного из самых боевых по моему мнению. И я верю, что скоро духовная партизанская война с тлетворной заморской культурой развернётся в полномасштабную всенародную битву за наши культурные ценности. Большое начинается с малого.
На фото: Москва. 2 августа 2019г. Музей славянской культуры Константина Васильева. Торжественное награждение победителей поэтического конкурса "Воскресающая Русь-2019"
Почему же так важно начинать со словесного творчества – с поэзии и художественной литературы? Да потому, что это основа всех остальных видов искусств. Будут хорошие, одухотворённые стихи – значит, будут хорошие, одухотворённые песни. А ничто так не вкладывает в подсознание человека ту или иную жизненную идею, как песня. Будет добротная, одухотворённая художественная литература – значит, будут добротные, одухотворённые фильмы. А ведь кинематограф сегодня чуть ли не главный воспитатель народа. Песни и фильмы, прежде всего, формируют коллективное мировоззрение нации. Словесное творчество так же оказывает прямое влияние на все остальные искусства. Какие книги читают, какие песни слушают, какие фильмы смотрят художники, музыканты, архитекторы, такие картины они и пишут, такую музыку они и создают, такие здания они и проектируют.
Я не устану повторять, что культура не занимается политикой – она сама по себе и есть политика в чистом виде. А всё остальные политические страсти вращаются вокруг неё. Ибо народ, чья культура победит, и будет народом победителем. Как однажды в одной телепередаче, посвящённой битве под Прохоровкой, бывший немецкий танкист, уже очень старый человек, сказал: «Вы выиграли ту войну, потому что у вас были песни, каких не было у Вермахта». И он прав. Отсюда можно сделать вывод: пока живёт современная русская литература, пусть и в подполье, у русской культуры есть шанс на возрождение. И, значит, этот шанс есть у русского народа. А сохранится русский народ именно как русский народ, сохранится и вера Православная. Вот почему проведение духовно-паприотических конкурсов, подобных тому, что прошёл на сайте ЛИК, имеет столь архиважное значение. А тот, кто утверждает, что светская литература православным не нужна, тот заклятый враг России и Православия. Осознанный или не осознанный, но – враг. Или хуже того – платный провокатор, откровенный служитель сатаны.
А теперь хочу обратить внимание на техническую часть вопроса. За последние четверть века из самой читающей страны мы превратились в самую пишущую страну. Мировая история ещё не знала такого колоссального всплеска творческой энергии. На сайте СТИХИ.РУ сейчас зарегистрировано более 800 тысяч пользователей. Опубликовано более 46 миллионов стихотворений. Если предположить, что ещё такое же количество «поэтов» не зарегистрировались на сайте, то по грубым прикидкам получается, что один пишущий стихи приходится на девять не пишущих. То есть, проехав на метро из одного конца Москвы на другой её конец, вы, сами того не подозревая, столкнётесь с десятками поэтов. И это не считая прозаиков, которых на сайте ПРОЗА.РУ почти 300 тысяч.
Такое обилие пишущей братии в России – это хорошо или плохо? И хорошо, и плохо одновременно. Начнём с хорошего. Конечно, нужно отдавать себе отчёт, что 99, 999% стихописцев – графоманы чистой воды. Даже среди тех, кто виртуозно владеет техникой стихосложения. Ведь истинная Поэзия заключается не в правильном составлении строчек, а в чём-то ином, что неизъяснимо словами, а понимаемо только сердцем. Но это не важно. А важно другое. Когда человек пишет стихи, он не думает ни о чём плохом, постыдном, преступном. Душа его настроена на прекрасное. В такой момент даже самый отъявленный графоман становится истинным поэтом, пусть только для самого себя. А если человек пишет стихи духовные, с религиозным подтекстом, в эти минуты и часы он думает о Боге. И это есть его личная, келейная, молитва. И пусть строчки, выходящие из-под его пера, заскорузлые и неудобоваримые (не все же умеют разговаривать с Богом членораздельно и гладко), но духовная энергия, рождённая в душе пишущего, изливается в мир, соединяется с ангельской энергией и вместе с ней противостоит чёрной энергии дьявола, грозовой тучей наползающей на всю Россию. А когда плохо написанные духовные стихи всё же находят у кого-то отклик, хотя бы у самых близких людей, то ценность их удваивается. Уже за одно это нужно быть благодарными таким графоманам. А поэтические конкурсы и нужны для того, чтобы выявлять лучших. И если от всей этой полуторамиллионной (по нашим подсчётам) массы стихописцев на выходе останется десятка полтора настоящих талантливых поэтом, можно будет с уверенностью считать, что классическая русская поэзия первой половины XXI века состоялась. А наши национальные поэты-классики непременно будут. Они уже есть. Их нужно только найти на этом литературном поле, столь обильно заросшем сорняком и чертополохом.
Теперь, как вы заметили, я плавно перехожу к отрицательной стороне вопроса о многочисленности стихописцев а России. То, что мы стали самой пишущей страной мире, перестав быть самой читающей, весьма негативно сказывается на уровне нашей современной поэтики. Дремучесть и бескультурие многих из пишущей братии просто зашкаливает. Я общался с некоторыми из них, и с ужасом обнаружил, что никто из них никого никогда не читал и не читает, кроме себя любимого. Не только мировая поэзия, но даже русская классическая им не известна. То есть, они не проходили путь ученичества. Следовательно, им не с чем сравнивать собственные опусы. Даже на поэтических вечерах они не слышат своих собратьев по перу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие графоманы считают себя гениями. Прискорбно ещё и то, что у них есть свои поклонники, которые, ничтоже сумняшеся, тоже считают их гениями.
(Кстати, называть какого-либо поэта гением при его жизни некорректно. Ведь понятие гений имеет вполне чёткое определение. Гением становится только тот поэт, чьи произведения живут и реально воздействуют на общественное сознание после его смерти через три поколения и далее, то есть, как минимум, через 75 лет. Поэтому, уважаемы, никто из нас, из пишущих и читающих, не узнает, кого будущие поколения признают гениальным. Так, когда-то сто лет назад Игоря Северянина современники назвали «королём поэтов». А почему-то в наше время большинству наших современников известны лишь Есенин, Маяковский и Блок.
Конкурсы, подобные конкурсу «Воскресающая Русь» нужны ещё и для того, чтобы выявлять негативные тенденции в современной литературе, дабы избежать её застоя и деградации. Ведь литература каждого последующего столетия должна привносить в мир нечто новое, присущее только ей, и при этом обязательно доброе, светлое, вечное. И дело здесь даже не в форме, а в новом взгляде на окружающую действительность.
Что можно сказать о состоянии современной поэзии по результатам прошедшего на ЛИК конкурса? В целом тенденция положительная, раз выявлено несколько самобытных поэтов. Но удручает то обстоятельство, что подавляющее большинство стихописцев мыслят стандартными шаблонами. Банальные замусоленные образы, рифмы – как будто взятые из справочника рифм, сюжетные линии однотипные, формы, используемые ещё в XIX веке, идеи на уровне газетных статей. А главное: почти у всех одна мелодия и одно исполнение. И нет ощущения свежести, простора, движения. Такое впечатление, что все стихи написаны одним автором, причём, с грубым чувством восприятия окружающего мира.
Это вполне естественное явление. Талант даруется от Бога единицам. Остальные обладают способностями. Но способность от таланта отстоит, как земля от солнца. Писать стихи можно научить любого способного человек, а вот делать поэзию невозможно никого научить. Это или есть в человеке, или нет. Ещё в первой половине XIX века в учебных заведениях преподавался предмет «Пиитика». Даже сдавался экзамен по стихосложению. Каждый дворянин мог грамотно составить пару-тройку строф, чтобы черкануть их в альбом салонной дамы. Но никто из них себя поэтом не мнил. А что сейчас? Научился человек более-менее сносно складывать строчки в столбец и кое-как подгонять рифмы и – всё, я – поэт! Читайте, слушайте меня, наслаждайтесь. Я же «тащусь», когда сам слышу свои стихи, и вы должны «тащится». И невдомёк ему, что его дурно написанные вирши вызывают у слушателей только смертельную скуку, а читатели даже не открывают его книжки. Но лезут и лезут такие горе-пииты на сцены, пачками выкладывают свои опусы на различных сайтах, за свой счёт издают сборники, предлагая их всем подряд. Они плодовиты и неприхотливы к условиям обитания, как бурьян и репейник. Вот и заросло этим литературным чертополохом всё наше литературное поле. И как же трудно среди зарослей этого сорняка разглядеть полезные и красивые растения.
Беда в том, что сегодня все поэты находятся в равных условиях: и талантливые, и бесталанные. Книгу может издать любой, были бы деньги. В Союз писателей принимают каждого, кто готов оплатить вступительный взнос. Среди поэтов старшего поколения нет ни одного, слово которого имело бы вес и авторитет, ибо нет среди них ни одного по-настоящему одарённого. И насколько же важны в сложившихся обстоятельствах поэтические конкурсы, подобные тому, которые организовывают руководители ЛИК Д. Н. Юдкин и И.И. Жук, дающие возможность выявить лучших. Главное, чтобы жюри состояло из людей, знающих полк в поэзии.
Но ещё раз повторюсь: основная болезнь современной поэзии – это стандартизация, унификация поэтического мышления. Скажем, есть поэзия обличительно-политическая. Ведущий её представитель – Николай Боголюбов. Лучше его никто не владеет этим жанром. Все, кто работает по той же теме, идут у него в кильватере, то есть, следом. И пока ничего более нового и свежего чем то, что я вижу в стихах Боголюбова, я ещё не встречал. А хотелось бы увидеть какой-то нестандартный, индивидуальный подход к данной теме. Русской литературе достаточно одного Николая Боголюбова, поистине талантливого, а главное, самобытного поэта.
А подавляющее большинство духовных стихов представляют из себя так называемый «православный гламур» Это, когда на фоне красивой русской природы рисуются лишь золотые куполочки, вокруг которых витают сахарные ангелочки. (Утрирую, конечно, но, по сути, где-то так). В подобных стихах есть даже упоминания о русском православном народе. Вот, только русских православных людей в них нет. Так, что-то общее, аморфное, расплывчатое. И ни одного живого лица. А ведь народ состоит из людей, из отдельных личностей. Почему наши поэты не могут оглянуться вокруг и увидеть своих соотечественников такими, какие они есть, и показать их?
Я обратил внимание ещё на одну особенность современного стихосложения. Много хорошо и правильно написанных стихов, но совершенно с плинтусовой темой. И наоборот: глубинная тема, а написано плохо. Так случилось с уникальным стихотворением Павла Ильина «Бог из чрева». Настолько свежий, своеобразный, необычный подход к решению духовной проблемы, которая мучает сегодня чуть ли не каждого православного! А написано очень плохо, непрофессионально. И не надо «причёсывать» это произведение. Нужно просто сделать из него стихотворение, или статью. А то непонятно, что это? Какая-то дневниковая запись, выражающая глубинную мысль. Алмаз, не превращённый в бриллиант. А преврати этот необработанный алмаз в бриллиант, цены ему не будет.
Но среди конкурсантов есть поэты, поцелованные Богом в темечко. Их талант бесспорен. Я уже отметил творчество Николая Боголюбова, по какой-то причине не участвовавшего в конкурсе. (Хотя он правильно поступил, ведь он уже трижды занимал первые места в предыдущих поэтических «гонках»). Такую же высокую оценку я могу поставить и всем лауреатам конкурса «Воскресающая Русь». Поэзия каждого уникально по форме и содержанию, имеет своё лицо и ярко выраженную индивидуальность. Жюри сработало профессионально, отобрав действительно лучших. Их произведения достойны войти в «золотой фонд» русской литературы. А кому-то, может быть, суждено стать классиком. И тогда нашим потомкам XXII века не стыдно будет за своих предков, оставивших им в наследство шедевры словесного творчества. Как не стыдно нам, ныне живущим, за русскую литературу XIX и XX столетий. Она поистине велика.
Так, что, дорогие соратники по перу, в добрый путь в будущую России. И да поможет вам Бог на вашем духовном поле боя. Контратака русской культуры на развратную иноземную культуру началась. И скоро она перерастёт в полноценную наступательную операцию, которая непременно закончится полной победой русского духовного оружия.
А графоманам я пожелаю следующее. Братья и сестры, пишите, не переставайте писать. Это нужно, прежде всего, вам самим. Только правильно оценивайте свои силы. И постарайтесь не мешать тем, кто Богом призван совершать тяжёлое и ответственное служение её величеству Поэзии.