Луганская Спэка 2014 — это не сон.
Опубликовано
14.04.2023
в
Июльская спэка, Рецензии и отзывы
О родных краях Луганщины Дмитрий Юдкин всегда писал тепло. Но вот июльская спэка" – это пронзительно, это не просто тепло, а именно ЖАРКО, и дело не только в названии. Ведь украинское слово "спэка" означает: " зной, жара". Женщины старшего поколения – Анна Захаровна и Любовь Алексеевна - предстают в повести свидетельницами новой войны, развязанной Киевской хунтой против собственного народа. Вот слова одной из героинь повести: " А впрямь фашисты! По городу с мирными людьми, с детишками малыми и стариками , из пушек и зениток палят..."
Автор при этом не перегружает повествование ужасными сценами "прилётов" – окровавленных тел, оторванных конечностей и стонов тяжело раненых людей, нет. Просто люди занимаются обыденными делами – занимаются детьми, хозяйством, музыку включают в торговых точках. И от этого становится ещё страшнее, к этому кто-то уже... привык!
Один из героев констатирует, тоже обыденно, по-простому: " Видимо, они по-другому думают. Считают, есть у нас, что ещё пограбить." Коля Аникеев – защитник Донбасса, дружит и общается по-соседски с Алексеевной. А вот у самой героини, Любови Алексеевны, "младший" зять Василь – " захистник" Украины. Да и дочку её младшую сбила с панталыку та пропаганда , – молодая женщина, оставив малышку-дочь на попечении своей мамы, подалась в так называемое АТО, а, попросту говоря, – обстреливать собственное жильё.
Вообще, ДОМ, как обиталище, как очаг, в родных до боли сердца местах, автор преподносит читателю с особенной любовью и с какой-то гордой и ясной простотой: " Родной дом. Вот уже 48 лет сделавшийся им... Жизнь, прошедшая в этом доме, исключительно только светлым вспоминается." И вот, исключительно светлое, без какой-либо, модной сейчас, в некоторых моментах, "чернухи", предстаёт во всей канве произведения, а мы замечаем, что "чернуха" и вовсе не свойственна автору, ни с какой стороны. Да, именно на фоне всего светлого и доброго, ещё ужасней представляются эти обстрелы, ставшие для местных уже привычными. К сожалению – привычными.
И светлых моментов в повести, невзирая на всю драматичность событий, всё-таки немало: " Позже установили часовенку... там читается Неусыпаемый Псалтирь. Денно и нощно молились там православные за защитников своего города." А есть и тонкий символизм, как-то счастливо свойственный автору. Когда "баб-Любина" подруга, Анна, просит её сходить в магазин за чем-то, подумалось: кого она просит? Самоё Любовь! Любовь поможет людям обрести что-то: друг для друга, для ближнего, просто для души. Перед лицом этой Любви и война не страшна.
В повести нет пессимизма, она словно пронизана надеждой на лучший исход. Хотя кульминация и напоминает об этой войне, не может не напоминать! Кульминационный момент – прилёты в часы приготовления Алексеевной пирога для внучки. Бабушка, даже скрываясь в подвале, умиляется на милый лепет ребёнка: " пиох, ню-ню", и улыбка доброты на момент исчезает с её лица, только когда эхо взрывов становится невыносимым. И старая женщина, потрясая кулаками, гневно кричит: "Будьте прокляты все твари, кто устраивал и придумывал эту войну! " И, в самом финале повествования, весомо добавляет: " Пусть Господь услышит мои слова, не побоюсь о них свидетельствовать на Страшном Суде. Аминь!"
Маргарита Горшкова, поэтесса, литературный критик, г. Москва