Старец Паисий о трех опасностях подстерегающих Русскую Православную Церковь

Опубликовано 09.02.2020

Сегодня православным в России необходимо сосредоточить все свое внимание и силы на том, чтобы удержать полученные в результате мученичества за Христа и тягот возрождения духовные плоды. 


И тут следует иметь в виду прежде всего три опасности, от которых всегда предостерегал старец Паисий Святогорец, как о том свидетельствует его ученик элладский митрополит Николай (Хаджиниколау). 

 

Первая и самая опасная ловушка - обмирщение. Масштабнее всего эта угроза может выразиться в политизации Церкви. Это крен в сторону облечения Церкви в силу политической земной власти. Также пагубны споры о том, у кого выше колокольня, богаче спонсоры. Это противоречит Евангелию, уклоняется к логике мира сего*. Обмирщение чревато оскудением в народе богобоязненности. Оно лишает людей и благоговения перед Церковью, которая теряет свою устремленность к Богу, освящение жизни в ее отрыве от всего земного.

 

Во-вторых, надо избегать самоуспокоения. Ложного внушения, будто все хорошо и мы действуем правильно, «на отлично».

 

В-третьих, вреден скрытый эгоизм. Если преодолеть эти соблазны, то Господь наш Иисус Христос даст Благодать Святого Духа, и мы получим ту же святость, которая была у предшественников в годы гонений.

 

Точно так же, как новомученики и исповедники Церкви Русской свидетельствуют о священности и несокрушимости нашей Родины, акриты стояли на страже сакральных рубежей Византийской империи. И новорожденный светильник веры – будущий старец Паисий Святогорец – был таким же гражданином Священной Византии, как и его жившие здесь полтысячелетия назад предки. Ибо родился в благочестивом роду... 

 

Из свидетельства ученика старца Паисия митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиколау), Элладская Православная Церковь
Источник: Старец Паисий Афонский. Путь к святости. М., 2014. С. 12-13.


_____________________________________________________________________


* К глубокому сожалению, именно такого рода испытания не только не изжиты в нашей Русской Церкви, но они стали руководящими даже при выборе кандидатов в епископат, игумены и настоятели монастырей. Любая конфликтная ситуация между спонсорами и игуменами или настоятелями заканчивается не в пользу лица облеченного в священный сан, а в пользу имеющих «толстые кошельки». Отношение к кандидатуре епископа выработано таково, что кандидат должен прежде всего быть лоялен в властным структурам и уметь зарабатывать деньги. Собственно говоря такие-то критерии самым серьезным образом влияют на духовное разрушение Церкви, ибо растет угроза превращение пастырства в менеджерство, а архипастырства в директорство с жестким административным управлением. И таковых примеров уже много, увы.


Источник: https://apologet.spb.ru/ru/1842.html

Top