« ТЕКУТ ВОДЫ БЫСТРЫЕ, И БЛАГО, КОГДА ОНИ ЧИСТЫЕ». ЮРИЙ МИЛЕКЕСОВ.
( Из цикла « Лжепраздники века сего» .)
Пришло лето, принеся с собой свой календарь, свои приметы, свои праздники – ложные и настоящие. Не постясь и не молясь, большая часть народа российского, вяло отреагировав на Пасхальную радость, не вдохнув после зимней тяжести сумрака полной грудью весну, вновь усталыми физически и душевно встречают лето и, оставаясь посторонними церковной жизни, с непониманием наблюдают радость Церкви в день Пятидесятницы, удивляясь тому, что праздник Святой Троицы уже наступил. И вместо того, чтобы приобщиться Святому Духу, соотечественники ищут другие опоры в жизни и, не находя их, создают свои собственные мифы. Один из которых – независимость.
12 июня – День Независимости России стал назначенным государственным праздником с парадом на Красной площади в Москве и демонстрациями «радостных» сограждан. Но что нынче подразумевается под «независимостью»? Ведь если до революционных событий 1917 года в России независимость понималась, как стабильность и самостоятельность государства, как в вопросах политики, так и в сфере экономики, где ограничение влияния Запада выражалось даже в несостыковке железнодорожных путей, не говоря уже о дипломатических приоритетах и финансовой весомости в мире. И главной ведущей моралью общества было Православие, которое давало реальную независимость от иных мировых идеологий. Так есть ли это сейчас в современной России после владычества большевиков, унизившего всё и в человеке и в обществе?
Никогда не вернётся то время в жизни русского общества, когда православные устои по настоящему поддерживались государством, и поэтому Россия медленно, но необратимо теряет свою независимость. И современные технологии только способствуют тому, что страна всё больше ориентируется на Запад. Вся печать, радио и телевидение в один голос вторят «указке сверху», что государственный праздник растёт и ширится. Но те же СМИ молчат о том, что этот День Независимости празднуется только в Москве и в Санкт-Петербурге, да с жалким подражанием в областных центрах (по обязанности).
Нынешнее время – это время смешения традиций, когда обезличивается всё, начиная с человека и заканчивая целыми народами. Происходит подмена чистоты культурного наследия. Как следствие этого появляется извращённое отношение к истинной сути ПРАЗДНИКА. Происходит подмена его современным ощущением нагромождённой праздности. И не важно стало, что день-деньской сверхактивность всякой нечисти стала нормой, когда тёмные инстинкты владеют разумом, а идея политической лженезависимости всё оправдывает и покрывает.
Если же официоз Дня Независимости характерен только для столиц (к древним празднествам языческих культов здесь относятся больше с любопытством зевак и поиском сенсационных репортажей), то в провинции народ понятия «мать-сыра земля», « обереги» и «костры купалы» не считают экзотикой, а, наоборот, в чём-то своим родным.
Из летних праздников века сего доживших с дохристианских времён, который особенно популяризируется - это день Ивана Купалы. Причем, совсем не задаваясь вопросом, а что реально представляет собой этот праздник. Языческая традиция не стесняясь говорит о самоубийстве (конечно из лучших побуждений, ведь Купала и Кострома поженившись оказались братом и сестрой) и магии приворотов, психозе массовых оргий и огнемании. Слабо сейчас современные люди представляют, что те самые мифологические боги, которые представляют себя покровителями плодородия (Купала) или войны (Перун) есть демоны и им важна гибель человека и не важно, как сие произойдёт. «Вчерашняя ночь в селе Опеченский Посад близ Боровичей выдалась неспокойной. В лесах горели костры, гремела музыка, кто танцевал, кто прыгал через огонь, большинство хлестали водку местного Боровиченского разлива, а потом, согрев себя ею до белого каления, лезли нагишом в ледяную воду порожистой реки Мсты остудиться.
Молодые пары уединялись в густые заросли. И ни у кого не возникало вопроса – зачем? Конечно же искать цветок папоротника. Прежде обрядовый комплекс был сложен. Но главное, конечно, костёр. Ибо, по древним поверьям в купальскую ночь спать нельзя, в это время оживает и становится активной всякая нечисть». Это рассказ А. Калинина о современной провинциальной России.
Многие заблуждаются, считая, что день Ивана Купала отмечали только славяне. Бесовский мир язычников един в своём падшем духовном составе, разница лишь в названиях. Датский Багдер, немецкий Йоганнистаг и финский Юханнус, латвийский Лиго (на русский язык прямо Лихо) и польский Соботка – везде сводилось всё к одному: счастье там где волшебный цвет папортника найдёшь, а не имеешь его, так чарованием счастлив будешь... И какое здесь желание спасения души? Важно помнить ещё то, что неучастие в купальских игрищах жестоко каралось, независимо от пола и возраста.
«В навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя собравшиеся в вечеру юноши, мужеска, девическа и женска полу, сплетают себе венцы от земли некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Ещё же на том бесовском игралище кладут и огонь и окрест его слишеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют скверного купалу часто повторяюще и через огонь прескачуще самих себе тому же бесу купале в жертву приносят.» Такое нам святое предание оставил св. Дмитрий Ростовский (по роду своему днепровский казак).
Осознавая себя, как личность, каждый человек достигший зрелого возраста или возрастающий на принципах, которые воспитывает в нём семья и общество, делает свой определённый выбор традиций и обычаев. Но зачастую родители передают обретённый опыт праздников своим детям, не вникая в понимание – откуда эти праздники берут свои начала.
Так чем же дышит ныне душа граждан России – то ли реанимированным язычеством, то ли сектантским новоделом маскирующимся под него. Календарь начала июля в газете «Афиша» под заглавием «Это сладкое слово – праздник!» даёт перечень праздничных дат. То что уже давно идёт Петровский пост ни слова. И так: 6 июля – день Поцелуя; 7 июля – день Ивана Купала и день Шоколада; 8 июля – день Мороженного; 9 июля – день Рок-н-ролла; 10 июля – день леди Годивы; 14 июля – день Взятия Бастилии; 16 июля – день богини у колдунов Вуду; 17 июля – фестиваль Священного Зуба Будды; 18 июля – олимпиада эскимосов... Здесь невольно задаёшься вопросом – что это: провокация или события ставшие действительностью для «россиян»? Сейчас происходит потрясающая дезориентация в мире духовных ценностей и уже откровенно подменяется у христианских народов России святое на фальшь сентиментального китча псевдокультуры. И ещё терпимо, когда день свт. равноапостольных Кирилла и Мефодия именуют праздником Славянской письменности и культуры или день свт. Петра и Февронии - днём Семьи. Но тут же подмешивают к празднику Св. Вмч. Георгия Победоносца – день герба Москвы.
Летом современному человеку хочется праздника, тогда как в старину летний труд кормил весь год, теперь же кажущаяся самодостаточность всё более властно заявляет об отдыхе и как можно более изощрённом... ХIX век реанимировал античные Олимпийские Игры, а ХХ, уже прошлый век, подарил человечеству кинофестивали. И вспомнив выше перечисленные даты июля – сегодня наш современник ТРЕБУЕТ в основном «хлеба и зрелищ», и уже не важен их источник и последствия такого устройства жизни.
Олимпиады превратились в бесстыдные аукционы, где продаются психофизические возможности человека – идёт откровенная работорговля душами спортсменов и игра на страстях зрителей, а скандалы теперь не унижают, а привлекают внимание. Кинематограф, ставший киноиндустрией, на своих «культовых» фестивалях демонстрирует лишь трагизм и отступление от христианских духовных ценностей. Ранее бывшая закулисной негативная жизнь кинобизнеса стала нормой, и уже не скрывается дьявольская сущность происходящего.
Потеря православного вероисповедания привела к утрате живой традиции и у личности, как части своей семьи, так и у общества в единении со своим государством.
Юрий Милекесов