Восхождение к одухотворенной нравственности (В.И. Ильченко)

Опубликовано 24.04.2016 в Блог Дмитрия Юдкина

Интервью с доцентом кафедры «Философии и Теологии» Луганского университета имени В. Даля Валерием Ивановичем Ильченко (часть 1)

Беседа с этим неординарным человеком, учителем, ученым, подвижником веры православной в вопросах духовного воспитания молодежи произошла в стенах его квартиры, в стенах того самого пятиэтажного дома, который в 2014-15 годах стал для него и других жителей крепостью спасения. В подвале, как бомбоубежище, Валерий Иванович, укрываясь от минометных обстрелов, сидел и писал научно-богословские и педагогические труды во славу Божию, во славу и процветание русского Мира. Слава Богу. Его уютная квартира не пострадала от обстрелов, в ее тепле, за чашкой чая, мы беседовали о том, как уберечь и спасти наше общество от дальнейшего падения…

– Валерий Иванович, расскажите о своей профессиональной деятельности.

– Когда 15 лет назад я пришел на кафедру «Религиоведения», мое сознание перевернулось. До этого я был чистым традиционным педагогом, а здесь философия, плюс религиоведение, плюс богословие вывело меня на тот уровень всеобщего понимания истины, с которого я совершенно по другому начал смотреть и на педагогику, и на дидактику. Благодаря Владимиру Даниловичу Исаеву (заведующему кафедрой), а большая часть многих книг моих написана вместе с ним, я расширил свои представления о философии, религиоведении и богословии, что позволило мне окунуться в сакральную сферу педагогики. Без этих знаний я бы ничего достойного не сделал. Потому в кафедральной теме «Человек в пространстве цивилизации и культуры» утвердилась тема и моего исследования – «Сакральная педагогика святости».

– А Вы можете дать нам азбуку, те азы знаний, которые помогут понять, что есть что в плане духовного воспитания с научной точки зрения?

Давайте начнем с человека. Если мы говорим о духовно-нравственном воспитании человека, то это зауженная формулировка, которая требует расширения, амплификации. Духовно-нравственное воспитание кого-чего? Молодежи. Что такое молодежь? Это отдельные люди, поэтому в скобочках помечаем: личностей. Чтобы молодежь воспитывать, мы же не можем ее всю сразу воспитать, мы работаем с человеком, с личностью. Затем, через запятую, ставим «народ», а затем скобочку закрываем и говорим ЛНР, конкретизируем географию. В итоге получается полновесная задача: «Духовно-нравственное воспитание молодежи (личности, народа) ЛНР».

Идем дальше. Я говорю: стоп! А правильно ли мы сформулировали? Духовно-нравственное или морально-душевное воспитание? Понятия будто похожи, а почему мы выбрали именно духовно-нравственное воспитание, а не морально-душевное?

– Для некоторых людей оно морально-душевным и является.

– О! Но мы планку поднимаем высоко: духовно-нравственное воспитание. А духовное, и нравственное – это понятия будто бы знакомые, общеупотребимые, человеческие. Они проявляются через человека, но источник их наполняющий – Божественный, сверхъестественный, сакральный и сверхчувственный. То есть сущностное наполнение этих феноменальных понятий находится за пределами материального мира. Они Божественны. Аиндикатором нравственного поведения является совестьСО – ВЕСТЬ – это весть от Бога. Поэтому, как только мы заявляем о духовно-нравстенном воспитании, мы сразу должны понимать, что ищем сверх причину за пределами нашего материального мира, телесности и душевности (психологии) человека. Это должно прийти от Бога как благодать по нашим молитвам, изливающимися из глубин чистого сердца.

Дальше – воспитание. Оно обязательно связано с проблемой понимания глубинной сущности человека. Нравственное – это самые высшие, запредельные, абсолютные категории. Мы привыкли к относительному (даже в физике высшая теория – это теория относительности), а формулировка духовно-нравственного нас сразу поднимает до запредельных высот не только бытия, но и инобытия. Поэтому человек должен определиться: ему ближе всего мораль, человеческие неписанные законы, или нечто еще более высокое? Но! Мораль есть даже у бандформирований, которые живут по некой своей системе, «по понятиям». Там тоже есть свой кодекс неписанных законов.

– Ну да, как говорится, у каждого – своя мораль…

– Вот! Своя мораль может быть у любой корпорации, в том числе у «Корпорации монстров», которая делает современные фильмы и отравляет сознание наших детей. То есть люди живут не только по писанным законам, но и по неписанным правилам. Понятия: и духовно-нравственного, и душевно-морального – это все неписанные правила. Они нигде не узаконены. Но они исторически формируются в социальной среде как этические нормы; или в среде человеческой, или той, которая спускается к нам с высоты Царствия Божиего, или поднимаются из глубин нашего сердца. Иисус Христос прямо всем нам сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21)

Так вот, может быть мораль банды, партии, корпорации. И там работают эмоции и чувства, земные, общечеловеческие ценности, трудится наша душа. Но не может быть «нравственной корпорации монстров», никак, потому чтонравственность - это высшее представление об абсолютных ценностях. Поэтому, если спуститься с высшего уровня на уровень человеческого, то тут тебе, пожалуйста, есть «Моральный кодекс строителя коммунизма». Все уже есть, прописано и было в истории человечества. Советская власть за 73 года использовала всю мощь всех своих средств, но все развалилось. Почему? Как мы Вавилонскую башню строили без Бога, так и Советская система образования и Советская идеология, работая на уровне морально-душевного (т.е. внешнего) воспитания, так и не смогла ничего сделать, и оно все развалилось. А ведь не захотели прислушаться к Евангельским словам, что без Бога ничего значительного сделать нельзя.

И очень правильно выбран вектор руководством ЛНР, что вписали в программу развития республики и ее образовательной сферы духовно-нравственное воспитание общества. Здорово!

В Моральном кодексе строителя коммунизма подобраны прекрасные слова. Убери там некоторые вещи и можно использовать снова. Но это опять будет работа на определенный исторический период, а потом опять развал. Если нет поддержки с высот сверхъестественного, все земное гибнет.

– А если в Кодекс добавить Бога?

– А Бога нельзя добавить. Он не вещь. А чтобы открыть в себе Бога, нужно это сделать сознательно и с любовью. Ему нужно добровольно открыть свое сердце. Но до тех пор, пока мы будем законсервированы только в сфере материального, потребительского, сугубо человеческого, антропоцентрического – ничего не получится. Ведь идея антропоцентризма говорит о том, что человек превыше всего; человек – мера всех вещей. Поэтому, принимая эту идею, мы опускаемся на уровень: человек – самое главное и над человеком никого нет, кроме партии, идеологии или вождя, а тем более Бога над ним нет. А если Бога нет – то все позволено…

А теперь мы говорим о духовно-нравственном воспитании молодежи, человека, народа ЛНР. А главная цель какая? Личность и народ – созидающие себя в подобии Божием в пространстве русского мира. Что такое ЛНР? На сегодня это впередистоящая часть русского мира, некий духовный форпост, стоящий на самом острие борьбы за высшие духовные ценности Православия. А задача наших недругов – разрушить этот Православный стержень духовности. Тогда рухнет и человек, и народ, и социум, и государство. Ведь что такое русский? А русский, значит православный. Синоним русского – православный.

– А откуда такое утверждение?

– Вся наша культура, история, вера и святые старцы это раскрывают. Вся литература и педагогика XIX века и русская религиозная философия говорят об этом! Равноапостольный князь Владимир в какую веру Русь крестил? В Христианство, Православие, Ортодоксию (прямое, правильное, неизменное). Он прорицательно для своего народа выбрал Православие, а не веру католиков, мусульман, буддистов, иудеев и др. Поэтому, и сегодня, спустя уже более 1000 лет, как только звучат понятия Русь, русский, русич – это аналог и синоним православного.

Самое главное здесь цель – это человек и народ. А духовно-нравственное воспитание – это средство, это педагогический инструмент. Цель – сформировать человека и народ с этими качествами. А человек двухсоставен. Он и материален (телесен) и он же духовен (Божественен). То есть он и конечен, смертен, но и вечен. Да, он умрет и его опустят в гроб, а дух и душа куда? А они в вечности будут.

Коль мы заявляли о духовно-нравственном воспитании, мы обязательно должны сказать, что самая главная цель – это человек, конечно живущий в мире дольнем, и вечно будет пребывать в мире Горнем, но где и с кем (с Богом или дьяволом)?  Система образования за последние 100 лет не занималась воспитанием человека, понимаемого в таких высших категориях. Она в человека, как в флешку закачивала информацию. То есть, для традиционной системы образования с её знаниевой парадигмой человек – это флешка. Работает память, а потом ученик поставит где надо галочки-птички на полях тестов и впишется в уже заготовленные для него деятельностные матрицы будущей специальности. Для индустриальной эпохи нужен человек внешний, человек душевный, человек полезный.

Но «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14). То есть душевный духовного не принимает и не понимает. Здесь начинается проблема внешнего и внутреннего человека. Человек, как я уже сказал, двухсоставен. Одна часть – это тело, а вторая часть – это душа. А душа души – это дух. Получается трехсоставность (тринитарность). На первом уровне – телесное наше, всем нам дорогое, любимое и возлееянное. Душа автоматически управляет телом, но и у нее есть потенция забраться вверх к свято-духовным вершинам. Недаром древний мыслитель Тертуллиан утверждал, что душа по своей природе – христианка.


Есть такое понятие, как возгонка или сублимация (испарение, возвышение). Сравнительно говоря, вот здесь над чашкой чая обязательно есть какое-то пространство, наполненное невидимыми для нас молекулами водяного пара. Образно – это и есть дух. Наука о нем – пневматология, которую нужно обязательно изучать в педагогических Вузах, как качественное продолжение психологии. Как и метафизику, продолжение физики и диалектики. Духовные книги пронизаны идеей диалектической взаимосвязи внешнего и внутреннего человека. Ап. Павел говорит: «Если внешний человек наш тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4:16). Обновляется по благодати, а ее нужно стяжать. А место стяжания – храм.

– Как и эта сублимация, мы куда-то устремляемся мечтами, желаниями?..

– Человек – существо мятежное. А в юности – все максималисты. Потому человек и призван выходить за свои пределы. Только куда? Мы устремляемся душой к тому феномену, который называется духом, а этот дух может быть связан или с Богом, тогда это будет дух положительный, добрый, Святой Дух, или с дьяволом, отрицательным, злым духом. В первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова написано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Потому что есть дух от Христа, а есть дух от дьявола. То есть, как только мы заявили о духовно-нравственном воспитании, мы должны обозначить, что такое духовное в правильном, истинном и абсолютном понимании. Одно понятие может быть наполнено совершенно разными, взаимоисключающими сущностями и смыслами. Духовное – это вертикаль, но вертикаль, как принято в математике, имеет два векторных направления от нуля: вверх – плюс, а вниз – минус.


Потому, Евангелие и предупреждает, что есть и злые духи! И когда мы заявляем о духовно-нравственном воспитании, должны знать, что в обыденной жизни это разделение нивелируется, а значит добро и зло смешиваются и практически не различаются, есть просто обыденное духовное (зерна и плевела). Есть же выражение и даже книга: «Сильные духом». А что, игиловцы, не сильные духом? Они головы легко отрезают, позируя перед камерой! Ими тоже руководит дух, но какой? По нашим представлениям этот дух отрицательный, злой. Но они сами считают, что выступают праведниками, уничтожая неверных. Вот где великое и преступное смешение.


Поэтому, только религия дает правильное и четкое понимание, что такое Дух Святый и дух злый. И поэтому, вот тут понятие «добро», а вот тут понятие «зло». Значит, человек находится в этом пространстве и на этой вертикали, и в зависимости от того, какой дух он стяжает, куда он будет рубить ступени к Духу Святому или опускаться вниз, тяготея к духу зла. Подобное тянется к подобному. А кто подсказывает куда идти? Совесть! А значит – Сердце. Они вопиют, указывают человеку на неправомерность его поступков. Нужно уметь слышать совесть сердцем. То есть,духовный центр человека, пребывает не в районе пупка или копчика, и не в сфере черепной коробки, а в сердце, наполненном жертвенной любовью к ближнему.

А куда тянет это сердце? Из сердца исходят и злые помыслы, и добрые. То есть, теперь система образования должна четко определиться: куда она хочет вести нас? К святому, чистому духу, к духу от Христа или мы, самостоятельно, в своей гордыне и своеволии, или под воздействием неких учителей, устремимся вниз по бесконечной тангенсоиде в объятия дьявола. Поэтому без религиозного знания Истины разобраться в хитросплетении проблем добро и зло никак не получается.

Все это воспринимается сегодня учительским корпусом сложно и неоднозначно. Некоторые учителя говорят, пришел безумный дед и начал нам о каком-то там Боге говорить! Ведь Церковь отделена от государства и системы образования. И не могут разуметь потому, что о сем можно судить только духовно. Ведь только духовный судит обо всем. А душевный человек не понимает, какие великие ценности в его сердце. У них другая частота звучания. И как учителю физики, математики, биологии и др. подняться к этим вершинам духовности? Тут нужна качественная и системная перезагрузка всей системы образования, чтобы через каждый учебный предмет вложить свою малую лепту в духовно-нравственное воспитание детей и юношества. Все участники педагогического процесса должны работать с этой резонансной Божественной частотой.

Беседовала Светлана ТИШКИНА (Продолжение следует)

Источник: http://pravlitlug.ru/index.php/publitsistika1/item/3282-voskhozhdenie-k-odukhotvorennoj-nravstvennosti-v-i-ilchenko

Top