Врачи выяснили: школа убивает здоровье детей!
60 процентов школьников страдают неврозами, болезнями желудка и проблемами с позвоночником
Вспомните собственные школьные годы. Сколько очкариков у вас было в классе? Лично мне пришлось топать к окулисту за рецептом уже на втором году обучения. А на общей фотографии с выпускного очки были чуть ли не у каждого третьего!
- Абсолютно здоровых детей в школах нет уже ко второму-третьему классу, - приводил на данные на совещании в Российской академии образования Владислав Кучма, директор Научно-исследова
Что же у нас в школах - лучины светят вместо лампочек? А в столовых филиал Макдональдса? Но нет, ежегодные проверки докладывают, что все в порядке. В прошлом году в Москве нарушений не нашли у 51 процента школ. Маленькие недочеты есть у 48 процентов, но их тут же и устранили.
- Мы фиксируем все обращения и ведем учет, - не верит этим цифрам Владислав Кучма. - Мы видим, что в каждой пятой школе стоит неправильная мебель, которая портит осанку. Неправильное освещение - в каждой 16-ой. В каждой третьей школе есть отклонения в микроклимате. А авторитарная педагогика приводит к стрессам и нервным срывам!
Если же в школе еще и техникой пользуются, это совсем караул. На работу с компьютерами по СанПиНам положено тратить не больше 20 минут. Вот учителя и пытаются запихнуть в этот лимит побольше всего... Лучше бы занимались по полчаса, но без спешки, ворчат физиологи.
- Больше половины 9-классников жалуются на утомляемость, головные боли и проблемы со спиной, - перечисляет Кучма. - Что же начнется, когда электронные учебники введут? Мы их тоже протестировали, они серьезно утомляют зрение учеников!
САМИ ВИНОВАТЫ?
Надо признать: все-таки проблемы со здоровьем у детей начинаются не со школьной скамьи. Каждый пятый первоклассник уже приходит на День знаний с букетом расстройств и неврозов.
- А к концу первого года в школе таких детей становится 40 процентов, - дает статистику Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. - За лето они немного восстанавливаютс
Ортопедическими ранцами и витаминами тут ничего не решишь. От школьного стресса так просто не избавишься!
- Детей сейчас нагружают не по возрасту! - вот в чем корень всех бед по мнению Марьяны Михайловны. - Прописи для семилеток спускают в детские сады... В три года учат читать и писать... Но у ребенка в этом возрасте еще не развиты функции, которые помогли бы ему этому научиться! Такое сверхраннее обучение только тормозит развитие.
Многие родители жалуются, что дети сейчас читают и не понимают смысла прочитанного. Это подтверждают и международные исследования грамотности TIMSS и PIRLS.
- Дело в том, что этих детей слишком рано научили читать! - утверждает Марьяна Безруких. - Они так и остались на уровне четырехлетки, который фиксируется на каждой букве... Из-за спешки сложный текст такой ребенок не осилит никогда. И это еще в школах отменили нормативы по скорости чтения... Сколько мы бились над тем, что ребенок должен читать в удобном ему темпе! Так нет, до сих пор некоторые сидят с секундомером...
Плюс - бесконечные школьные стрессы. На работе с постоянными дедлайнами, авралами и проверками либо протянешь месяц, либо протянешь ноги. А дети живут, и ничего.
- Классические труды по физиологии показывают, что работа в условиях ограничения времени обостряет хронические заболевания и повышает утомляемость, - доказывает Марьяна Безруких. - И дома, и в школе - бесконечная спешка и подгонка. Если мы это не остановим, из школ будут выпускаться законченные невротики!
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Без паники: план спасения уже есть. Врачи подсчитали, как надо распределять нагрузку в школе, чтобы детям было попроще:
- Можно ввести сдвоенные уроки, - предлагает Владислав Кучма. - При правильной организации они гораздо менее утомительны, чем обычные и лучше влияют на сердечно-сосудис
Чтобы дети не засиживались, врачи предлагают увеличить динамическую разминку - с пяти минут до 15. И все без ущерба для программы!
Но согласовать с Минобрнауки все эти предложения не удалось. А сами учителя этого просто не умеют...
- Наши учителя умеют работать только с классом, - объясняет Марьяна Безруких. - А ведь дети все разные. У нас же в каждом классе на 20 человек четверо медлительных, четверо с синдромом дефицита внимания, пятеро леворуких, а еще пятеро часто болеют. И это только самые частые особенности! Но учителя просто не умеют работать с малыми группами - их этому не научили в вузе.
Похоже, утопающим придется спасать себя самостоятельно. Единую систему наладить так и не удалось: психологи в школах отдельно, учителя отдельно, медсестер днем с огнем не сыщешь. Директора же рапортуют наверх, что все прекрасно. И лишь родители ворчат, что они в свое время такими болезными не были.
СКАЗАНО
Анастасия Зырянова, директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки:
- Нам важно, чтобы ребенку было комфортно в школе и физически, и психологически. Обязанности государства по созданию условий для сохранения здоровья зафиксированы в статье №41 закона "Об образовании". Там четко определено, на какие моменты школы должны обращать внимание. Это текущий контроль за состоянием здоровья учащихся, организация занятий физкультурой и спортом, контроль и профилактика заболеваний школьников и пропаганда здорового образа жизни. Каждая школа сама определяет и нагрузку, и длительность каникул. И сейчас нам нужны научные исследования, на которые школы могли бы опереться.
Особенно это касается домашних заданий — мы получили массу писем от родителей, которые жалуются, что дети сидят за уроками до двух часов ночи! Если нагрузку в школе регулируют санитарные правила, то в отношении домашней работы они имеют рекомендательный характер. Эти нормы не менялись десятки лет!