"ЖИВОПИСЦЫ, ОКУНИТЕ ВАШИ КИСТИ..." Маргарита Горшкова
Опубликовано
23.02.2023
в
Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май!, Рецензии и отзывы
Повесть Дмитрия Юдкина "Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май" известна немалому количеству читателей, она живая и явно востребована. "На небосводе ни единого дымчатого облака... – таков фрагмент начала повести, а это значит, что описание неба равно описанию внутреннего состояния главного героя. Очень правильно, что автор положил этот этюд в начало повествования – поразительно верный и точный приём! Всё описание природы плавно подводит читателя к восприятию личности героя, Андрея Зацепина, как человека, живущего в гармонии с природой родного края, что, собственно, и подтверждается дальнейшими его поступками и мыслями. В этом плане очень гармонируют его характер и характер другого героя – Куприяна Ивановича Гордеенко, московского художника, перебравшегося в этот благословенный Богом южный уголок Новороссии, художника, да и просто прекрасной души человека. Потом выясняется, что именно Куприян Иванович, старший товарищ главного героя, и помогает полностью обратить его душу к свету, человек, впрочем, пусть и не воцерковленный, в силу старого советского воспитания, но безусловно одухотворённый и благородный. Зацепин потом так и говорит своему старшему другу и учителю (в живописи и не только): "Сглупил ты в своё время, Куприян Иванович, взявшись за кисть. Тебе нужно было в духовную семинарию поступать." Но тот явно осознаёт, что быть носителем Любви, а тем более, доносить её людям, – огромная ответственность. Вообще повесть – о Любви. Это и любовь героев-друзей к людям и родной природе, к Отечеству, к искусству, и любовь главного героя к своей милой жене, да и все персонажи здесь кого-то, или что-то, несмотря на ссоры и размолвки, непременно любят. Любят людей и семью Андрея, вечно спорящие с ним оба Петр Степаныч и Павел Петрович, каждый по-своему, как может, но всё-таки – любят. Или ищут этой Любви. Человек в поисках Любви в её чистом истоке – в этом основная мысль произведения, и она доходит до читателя довольно быстро. Любят друг друга супруги Зацепины. Вообще, жена Андрея, Марья, героиня-то положительная, несмотря на её недовольство мужниными увлечениями живописью и на то, что она путает Репина с Васнецовым. Зато в конце повести она, женщина с небесно-голубыми глазами, пусть на мгновения, но в эту майскую лазурь возвращается, как будто сбросив 20, а то и 25 лет жизни. "Серебряная свадьба", говоря фигурально, превращается в их первый медовый месяц, хотя в повести автор и не описывает никаких свадеб... И даже вечно ворчащая на Андрея за его, как ей видится, недостаточное внимание к семье, тёща, любит семью, а, в глубине души, наверное, зятя – тоже. И Куприян Иванович это подтверждает, с радостью убеждая Андрея, что она трудолюбивая и, по сути, добрая женщина. Краски в описании природы гармонируют здесь с описаниями палитр многих известных живописцев. Особенно часто упоминаются Ван Гог и Гоген, а также их краски, а это уже некий тонкий символизм. Разве нет? Коричнево-серая палитра в стиле Ван Гога явно как бы незримо переносится автором в сцену празднования именин в ненастный день, когда и из окна видны мокрая земля да небо серое, ну и настроение спорящих, каждого по своей позиции, участников застолья, тоже мрачноватое. А вот зелёные, тепло-зелёные тона и утреннее жёлтое "солнце Гогена" – это когда уже Андрей и Марья, вспомнив юность, встречают рассвет. И такая палитра "разбрызгана" по всей повести, что делает её необычайно и нестандартно прекрасной. " ЖИВОПИСЦЫ, ОКУНИТЕ ВАШИ КИСТИ," – когда-то призывно пел Окуджава, обещая: " Вы рисуйте, вы рисуйте, вам воздастся." И воздаётся – этим возвращением, пусть ненадолго, в счастье юношеской поры. // Конечно, дальнейшее бытие всех героев читатель может додумывать. Но ясно уже одно окунув эти кисти-воспоминания в кадмий, лазурь, желтизну, в стихию человеческих чаяний и надежд, душа не сможет остаться пустой и праздной. Она уже пронизана Любовью, как и повесть, которая нашла своё благодарное полотно – тот самый, ЗАВЕТНЫЙ, холст.
Маргарита Горшкова, поэтесса, литературный критик, г. Москва