Из писем к зятю
Из писем к зятю:
Я надоел Вам, но можно ещё спрошу?
Вот Вы пишите:
…он так и не удосужился дойти до храма. То
есть, он сознательно отверг Господа и выбрал ад. Так какой смысл за него
молиться?
1) почему свободно - человек НЕ видит Бога
и тот мир от него закрыт, а по смерти вдруг увидел - и покаяться уже не может
по учению - вот и нужна молитва за него незрячего при жизни?
2) а зрячесть даётся от того же Бога, вера в Бога есть дар
Божий. Если Бог не дал человеку при жизни свой дар веры, за что судить человека
слепого? Вы мне говорили в Алексино, что у Ромы нет потребности в религии - и
ему это не надо. Но он счастлив своей жизнью. И живёт он по-своим понятиям
совести, как африканский мальчик, и нет у него Ивана Ивановича, который жуёт
ему по 10 раз одно и то же, и с 11-го раза он может что-то и услышит.
Я уверен, что "дар веры" дается каждому. И
люди, которые могут объяснить человеку в
чем суть Жизни, тоже попадаются на жизненному пути всякому. Особенно, если это
происходит в пределах Украины. Просто один прослушает, у него что-то там
защемит внутри, но он больше поверит своим неверующим знакомым, или
обстоятельства жизни увлекут его, или заработок захватит. Вот человек и отходит
от единого на потребу. А потом забывается в море житейском и погибает. Но даже
для таких, забывшихся, если они особенно не грешили, и наказание будет
посильное: ад ведь тоже имеет тысячи этажей и разветвлений. Пусть и не будет
там Славы Божией, зато и мучить особенно не будут. Но вот, если человек был уже
в храме и даже на богословские курсы ходил, а потом вдруг вполне сознательно
выбрал мамону, тут уж ему снисхождения не жди, получит по полной...
Но даже если и такой покается, то возможность спасения и у него остается, как и
у всех прочих.
Дар веры, о котором ты говоришь, очень хрупкая вещь. Почему
святые вслед за апостолом и повторяют: "Верую, Господи. Помоги моему
неверию". Нынешний старец Рафаил (Берестов) добавляет: "исцели мое
неверие". То есть неверие – есть червоточина сердца, болезнь духа.
Ежедневно вера человека подвергается тысячам искушений, нападков со всех
сторон, испытывается вроде бы очевидными и «неоспоримыми» несообразностями
жизни. И если ты все время не укрепляешь себя молитвой, а начинаешь логически
анализировать происходящее и приходить к закономерным выводам, что в этом мире
преуспевает-де сатанист, то дар Бога в тебе очень быстро растает, и ты всегда
найдешь зримое подтверждение твоей "новой веры" в сатану. Тем более,
что и Библия не возражает: сатана в ней назван - Князем мира сего, его владыкой.
И это он искушал Самого Иисуса Христа, говоря ему в пустыне: если преклонишься
мне, дам тебе все царства земные. Да, он – это может сделать. Хотя наверняка
обманет. И только посулит, да ничего не даст. Христос знал это, почему и гневно
отверг его посулам: "Богу одному кланяйтесь, и Ему Единому служите".
Конечно же, ты помнишь это место из Евангелия.
Вот и получается, что если человек идет за Богом по узкому
тернистому прискорбному пути Христову, то он все время живет в состоянии
расширяющегося зрения на мир и не расширяющегося же чуда: ибо мир внешний при
всей его изначальной принадлежности сатане, по мере молитвенного подвига
подвизающегося расступается перед ним, и тропинка к спасению человека всегда
оказывается у него под ногой. Везде туман, царство мира сего, сатанинские
соблазны и погибельные стремнины, а у него чудесным образом перед глазами
всегда спасительная возможность сделать ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ верный шаг к Богу.
Конечно, на пути у такого молитвенника встречается множество препятствий: его
пугают, изгоняют с работы, гнетут на работе, но почему-то все эти внешние
обстоятельства и скорби житейские только способствуют возрастанию веры в
человеке, утеплению его молитвы и усилению творческой активности жизни под
колпаком чуда. В таком случае вера человека изо дня в день укрепляется, и из
принятой на веру становится вполне зрячей. Человек начинает видеть и заранее
ему открываются те или иные негоразды, возникающие у него на жизненном пути. И
он уже сравнительно легко, с молитвой, проходит их.
Если же человек отступает от Бога, житейская логика
загоняет его на широкой и торный путь к погибели. Он видит, что в жизни
преуспевают лишь сатанисты, и он, позабыв о Боге, устремляется вслед за ними.
Но как бы он там не торопился, он НИКОГДА не сравняется с настоящими сатанистами
по крови, - они ВСЕГДА БУДУТ и успешнее его, и богаче, но при этом дар веры в
самом несчастном начнет мало помалу угасать, и он внутренне, духовно и телесно,
ослабеет. В конце-концов, наступит такой момент, когда и веры не останется, и
сил не станет на то, чтобы потрафлять сатанистам. Тогда-то мамонолюбцы
закономерно и отвернутся от такого прозелита, - потому что без Бога человек
теряет наималейший творческий потенциал, - ну и зачем он, такой пустозвон,
истинным поклонникам Ничего, они и сами-то внутренне пустотелы, и им нужна
постоянная подпитка извне, и именно за эту подпитку они и платят бабки. Так
что, путь вроде бы к сытой и довольной жизни превращается для начинающего
сатаниста в ужас уже при этой жизни. Иногда, правда, человек вспоминает, что ему
о таком ходе вещей кто-то когда-то его уже предупреждал, и он возвращается в
лоно Матери Церкви. И доживает жизнь в сравнительной нищете, но счастливо. А
иногда, закостенев в грехе, он с гневом отвергает протянутую к нему Небом руку
помощи, и закономерно идет НИЩИМ И УБОГИМ на дно адово.
Молиться даже за такого несчастного дома мы можем. Чтобы хотя бы
так слегка облегчить ему вечную жизнь в аду. Но вот ведь в чем беда, пока
человек гнался за жизненным успехом, он и вокруг себя порождал себе подобных,
так что после его смерти вдруг оказывается, что и помолиться-то за него некому.
Так что молитвенник за человека - это, образно
говоря, ПРОДОЛЖЕНИЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, это его проекция в этом мире. Породил хотя
бы одного молитвенника, привел к Церкви хотя бы одну заблудшую душу, вот она и
помогает нам уже после смерти. А не привел, сам понимаешь, и пенять не на кого.
Что же касается африканско-китайских
мальчиков, которым не на кого было ориентироваться, так закон веры изначально
записан в сердце у каждого человека. И если человек, даже не зная Христа, живет
более-менее по-Божески, то это будет вполне достаточно, и будем ему учтено и
воздастся потом ему по заслугам.
Дар же веры, повторяю, хрупкий дар. И
он дается – каждому человеку. И от самого человека потом зависит, раздуть этот
дар до огромного внутреннего горения в Боге, или похерить его и растоптать в
бегах за переменчивыми дарами мира сего.
Каждую минуту нашей жизни, у каждого человека, как бы
высоко он духовно не поднялся, происходит и соответствующее его внутренним
возможностям испытание его веры. Причем чем больше вера конкретного человека,
тем большим испытаниям она и подвергается, тем сильнее и переплавляется сердце
человеческое в горниле одолевающих его бед и скорбей. Вот почему в Евангелии и
написано, что прилагающий постоянные ежедневные ежеминутные усилия по
воспитанию своего сердца и взращиванию в нем веры, по смерти – «восхищают
Небо!». И вот почему и пишут: «Смотрите по кончине наставников ваших», ибо до
конца жизни с каждым прожитым днем усиливается возможность отпадения человека
от Бога. И при любой внутренне не искорененной неправде, при наималейшем
несмирении сердца, такое отпадение с человеком ОБЯЗАТЕЛЬНО совершается.
Да не произойдет с нами, Руслан, такая страшная
предсмертная беда.
С наступающим тебя Старым новым годом и с обрезанием
Господним!
13 января, 2016 года.
Иван Иванович Жук