КАКАЯ ИСТОРИЯ НУЖНА РОССИИ?
– Какая же история нужна России сейчас?
– Правдивая и полная. Всегда.
Надо честно признать: новое поколение россиян не знает – и не уважает свою историю. Они не то чтобы не интересуются ей; скорей наоборот. В большой цене сейчас у книгоиздателей и книгочитателей авторы, заговорщически обещающие в анонсах своих «исследований» открыть всем стра-ашные тайны истории России, рассказать все, «как оно было на самом деле-то».
– Это читают и даже пытаются обдумывать. (Но как обдумывать, с чем сравнивать – если не читают, не знают ни Татищева, ни Соловьева, ни Николая Костомарова, ни Фроянова? Классиков русской исторической науки). Интерес к нашему общему прошлому у «племени младого» есть. – Они даже готовы сами виртуально поучаствовать в этом прошлом, перекроить его по своему усмотрению берсеркерским мечом или навороченным импульсно-бласте
– А вот участвовать в НАСТОЯЩЕМ молодые не хотят. Бегут от него за границу или в область кибернетических иллюзий. И, вы знаете, мне легко объяснить, почему поколению «Next» неинтересна подлинная история их предков, почему рвется связь времен в их мозгах и сердцах. Дело не только в стараниях внешних врагов и конкурентов ошельмовать Россию. Дело и в том, что за десятилетия советской власти в отечественной историографии сложилась традиция, благодаря которой наше славное и горькое – но наше! – прошлое подается нам не во всей полноте. А «дозированно». – Маленьким, дескать, больше давать нельзя. – Такая официозная, обрезанная (кто-нибудь помнит еще портреты репрессированных деятелей, которые полагалось вырезать из учебников в сталинское время?) парадная история доверия и уважения не вызывает. Вместо нее хочется чего-то запрещенного, неожиданного, непричесанно-ини
Я никогда не считал тему истории России трудной. – Напротив, всегда она виделась мне открытой и понятной, сильной и единой, как большая река, вбирающая в себя воды малых, ручьев и дождей. И несущая их к морю – к Царствию небесному… Конечно, не все влившиеся в нее капли дойдут до устья. Что-то выпьют кони на водопое; сколько-то испарят палящие лучи солнца. Зимой, скажем, воду скуёт холод и ледяной панцырь; весной ее замутит половодье… Но река от этого не теряет своего смысла. Она все равно нужна и все равно объединяет и сохраняет, очищает и питает.
Вот праславянское единство в семье индоевропейских народов-языков, восточных (индоиранцев) и западных (германцев, кельтов, греков и иных). Греки возводят Парфенон, римляне пасут народы мечом-гладиусом – а славяне всё пасут овец у подножья Карпат. Скромно – зато своё, незаемное… Вот восточные славяне, которые много позже разобьются на отдельные народы – русских, украинцев, белорусов. – Они пока вместе, и в месте хорошем: в отличие от стремительно «разбегающихся» на запад и юг западных и южных славян, восточные – «домоседы» и не сильно удаляются от своей прародины в лиственных лесах Центральной Европы. Согласитесь, такой консерватизм сам по себе чем-то ценен. Хотя бы тем, что никого они особо не завоевывали, на приманки богатых цивилизаций Средиземноморья не клевали - а старались жить мирно и дружно… Вот племенные союзы и города, стремительно растущие по оси-речной артерии «из варяг в греки»; гордые походы (- наконец- то! Вот радость для воинствующих неоязычников) на Царьград; присоединение рассыпанных финно-угорских и иных племен, выход к Волге, к Северному морю. Героическая, хоть и авантюрная на тот момент попытка смелого Святослава закрепиться на Балканах, выйти на новый широчайший театр действия объединив восточных славян с южными. Христианская купель князя Владимира в Днепре – если верить Нестору, то всё прошло тихо и мирно, «на доверии» народа к князю; и слава Богу, что такое начало. Отпор воинственным кочевникам Дикого Поля. Закрепление на море Южном. Русов-русичей все считают за европейцев; Ярослав Мудрый роднится с западными королями; наши меха, кольчуги, замки на двери и сундуки русской работы славятся на Восток и на Запад. Распространение, усиление, возвышение – и, как результат, внутреннее раздробление и усобицы…
Железный удар сплоченных чингисхановых орд, пожары и падение городов, угон мастеров на чужбину, запустение и дань, тяжкая дань… Упорная борьба окраин за жизнь, медленное завязывание нового государственного узла на Москве. Строительные и ратные труды князей, молитвы и поездки в Орду митрополитов – отговорить поганых идти на Москву; выкупить полоненных. Святой Сергий благословляет – и Димитрий Донской побеждает на поле Куликовом, лично закрывая собственным княжеским телом Русь; Андрей Рублев пишет радужную Троицу; Иван III разрывает ханский ярлык. Встает государство Московское. Перенимает от рухнувшей под турецким натиском Византии титул Православного Царства, и задачи и обязанности, с ним связанные. Богатеет, величается. При Василии III оно уже – крупнейшее государство в Европе. – Вот только европейцами русских уже не считают: опыт татаро-монгольск
Стоп! Вот мы и добрались до первой по-настоящему «болевой» точки русской истории. – Или истории государства Российского? Это ведь не одно и то же. Так куда нам нужно было (и будет) плыть: на Восток или на Запад? И что же главнее – государство или народ, его образующий? Вроде бы – народ, ибо он изначальней. Но ведь образуется им государство не всегда – а только по воле Божьей, с небесного благословения? Государство – квинтэссенция народной жизни или нет? А народ – он что, не хозяин государства?
И, самое главное, кто я, чтоб ставить и решать такие вопросы? Не Нестор ведь летописец, не Карамзин, даже не Василий Осипович Ключевский… Чего меня слушать-то?
– Можно и не слушать. Но зачем тогда слушать и многих других-новых, предлагающих скорые, политкорректные и выгодные, а то и просто экзотически-неож
Многие и многократно пытались и пытаются подобрать «золотой ключик» к российской истории – но неизменно их поделки оказываются эффектными, не неэффективными подделками. Отмычки не срабатывают, золотой смысл существования России похитить и подменить не удается…
Но в чем он, этот неразменный смысл? В том, что русские – древнее самого Адама и летали на воздушных колесницах раньше, чем это начали делать инопланетяне (только потом разучились. Есть и такие «исторические гипотезы»)? – Нет. Не в силе Бог – а в правде. Не в благородстве происхождения дело, а в верном направлении пути. Не в уничтожении врагов, а в укреплении и исправлении жизни. Образец для нас – Христос. Где Христос – там Жизнь, и Истина, и Путь.
– И сразу неясное становится ясным. Чему нам стОит, а чему не стОит учиться у Запада – цивилизации, пестующей культ эгоистического гедонизма и техногенного превосходства, извратившей каноны Вселенских Соборов, пришедшей в результате этих искажений к ереси цезарепапизма, выхолостившей веру – а потом к богоборческим революциям, которые удалось экспортировать в конце концов к нам. Что необходимо вернуть, чтобы заново сплотить вокруг России добровольное содружество некогда собранных ею народов. Какие исторические задачи, так и не решенные Российской империей, нужно заново поставить себе и решать с новыми силами, с учетом прежних неудач и с верою в Бога…
Итак, освободившаяся Москва, строясь, торгуя, заново собирая разрозненные русские земли, пользовалась «техническими услугами» Запада; смотрела на интенсивно развивающиеся промышленно, юридически устроенные западноевропейск
И вот – государь-реформа
(Нужно пояснить про Царьград-Стамбул
Его сменяет Александр II Освободитель. Все уже понимают, что России нужно обновление, что необходимо привлечение всех россиян к делу добровольного строительства страны. Александр II понимал это тоже; вот только характер у этого государя был неуверенный, не хватало ему темперамента для того, чтобы стать преобразователем в полной мере. Перемены на деле сопровождались волнениями снизу, злоупотреблениям
Его сын Александр III уже ничего не боялся; это был богатырь – «Федор Емельяненко» на троне, ломавший подковы, как спички. Он поднял – и держал провалившийся потолок вагона сошедшего с рельс поезда в Борках, спасая свою семью, пока не подошла помощь. Он подымал так и Россию. Искоренял коррупцию, улучшал уровень жизни простого народа, развивал экономику, строил железные дороги. Он знал, что делать. Эсеры продолжали кидать бомбы: гибли генералы, губернаторы, великие князья; но император не прогибался. Это Александр III сказал, что у России нет друзей, кроме ее армии и флота. – И тем не менее он продолжал борьбу с Турцией за освобождение от гнета балканских народов, за Царьград. И снова на пороге нас остановила Европа – английская эскадра вошла в Дарданеллы; России пригрозили новой масштабной войной. Она становилась все сильней – и именно тем все опасней для Запада. Первой мировой уже было не миновать…
- Как видите, императоры Российские старались для России. Я не могу назвать предателем или равнодушным ни одного из них. Не спешите осуждать, пока не узнаете каждого, как человека. Николай II, как утверждают, отрекся от престола. – А вы знаете, что документ отречения подписан карандашом? И в те времена важных бумаг ТАК не подписывали. Тайна «отречения» и тайна судьбы останков императорской семьи скрыта страшной тьмой, которая по сей день смыкается перед каждым, кто пытается ее разгадать… И, быть может, именно в этом - знак того, что мы еще не заслужили подлинного возрождения России.
…А что же делал все это время народ русский? Неужто безмолвствовал да исполнял распоряжения властей? – Не только. (Вообще-то выполнять одни и те же распоряжения можно по-разному; а А.С. Пушкин в «Борисе Годунове» гениально показал, что и безмолвствуют неодинаково – и порой ОЧЕНЬ содержательно). Народ молился Богу и сеял землю; рубил лес и обжигал горшки; строил в один день «обыденные» церкви и пожизненно вкалывал в шахтах и рудниках Урала и Сибири; бунтовал вместе с Разиным и Пугачевым – и уходил вместе с раскольниками в скиты; спускался - подымался по Амуру и осваивал южную Новороссию и заполярный Грумант-Шпицберг
…Просыпается он вновь уже полностью ограбленным, с вывернутыми карманами, с сознанием, затуманенным сильными обезболивающими средствами. Младшие братья, которых вчера еще поддерживал, защищал и кормил, поразбежались. Не все и собственные члены тела на месте: многие отошли за рубеж, стали «независимыми» - хоть богаче и счастливее от этого не оказались. И вот, когда вроде уже удалось кое-как подняться на ноги, пытается оглядеться, понять – кто друг, кто враг, и что ж делать? - Что же делать? Прежде всего, вспомнить и понять самого себя.
Я так подробно говорю об этом потому, что ничего этого наши дети в новом «Едином» учебнике истории, по которому будут постигать прошлое, не узнают. Из двух-четырех фраз, посвященных войне 1812 года или трем столетиям монголо-татарско
В наше время уже никто не болеет всерьез идеями анархии, как «матери порядка»: даже пресловутый глобализм – это тоже единая власть, только в масштабах всей планеты Земля. Бесспорно, сильная Российская государственност
Если для того, чтобы на некоторое время смягчить социальные, межнациональные и имущественные противоречия, нужно «гримировать» и урезывать историю народа – это значит, что пишется такая «история» ненадолго. Она ненастоящая. Настоящей же историей нашего государства и народа, как и всякой Правдой вообще, жертвовать нельзя. И любая уступка отечественной истории в угоду сиюминутным целям обойдется нашим детям и внукам не дешевле – а дороже уступок территории и материальных ресурсов страны. Потому что любые потери возместят и вернут эти дети и внуки, если вырастут настоящими людьми, потомками, помнящими беды и радости, подвиги и грехи своих предков. Грехи – отмолят. Подвиги – продолжат.
Дай им Бог!
А на этот учебник не соглашайтесь. Он снова крадет бОльшую часть нашей истории. – С самыми благими намерениями, которые ведут НЕ ТУДА.