ЦАРЬ
«…и бесы веруют, и трепещут».
(Послание ап. Иакова, 2; 19.)
«Вера… совершается любовью».
(Св. митрополит Филипп.)
Автор благодарит за неоценимую помощь в работе над статьей П.В. Барановского.
Наконец-то мы дождались второй части дилогии известного постсоветского режиссера Павла Лунгина, снятой им о России и о ее народе. После первого нашумевшего фильма «Остров», в котором речь шла о непростых путях становления русской духовности, режиссер обратился к теме, закономерно и неизбежно возникающей вследствие этого становления, - к рождению на Руси самодержавного царства.
К истории тех или иных народов художники обращаются, как правило, в двух случаях: либо, когда они хотят поведать миру о чем-то очень важном и сокровенном, что может обогатить все человечество; либо, когда ощущают тревогу за настоящее, чтобы в будущем не случилось чего-то подобного или еще более горшего.
Павел Лунгин, если конечно, верить всему, что он сказал в своём довольно обширном интервью, которое он дал накануне выхода в прокат фильма «Царь», принадлежит ко второму типу художников. «Мне кажется, - печалится мастер, - народ просто совсем забыл о милости и милосердии. В этом смысле люди совсем не разделяют христианские заповеди. Ходят в церковь, машины обклеивают иконами, но при этом ожесточены в своем сердце. Это становится главной проблемой нашего общества. Жестокость во всем – в отношениях к бедным, к старикам, вдовам. О слабых вообще не думают. Думают о силе победителя. У Шаламова, помню, есть такая лагерная поговорка: «Сдохни ты сегодня, а я завтра». Это практически наш сегодняшний лозунг. И с этим надо что-то делать»1.
И вот, чтобы хоть что-то сделать в этом, как кажется режиссеру, отчаянном положении, когда, с одной стороны, «у нас не гуманистическая свобода и не гуманистическое общество»2, а с другой, - «злодеев у нас любят, злодеев помнят»3, Павел Лунгин обращается к теме становления монархической государственност
Но прежде чем приступить к анализу непосредственно самого фильма «Царь», необходимо хотя бы вкратце напомнить читателю, как относились и до сих пор относятся народы мира к объединителям их страны, к первым своим императорам, королям, ханам и т.д.
Так, в фильме известного китайского режиссера Чен Кайче «Император и убийца» (1999 г.) на фоне вымышленной истории о непростых отношениях первого китайского императора Жен Йина с подругою детства Жао, принцессой из княжества Янь, запечатлена подлинная кровавая борьба пяти китайских княжеств, которая велась за общекитайский трон. После воспроизведения множества страшных сцен, в результате которых, по подсчетам тогдашних китайских историков, погибло девять десятых всего взрослого народонаселения страны, но Китай все же объединился в единое государство, вдруг из темноты экрана всплывают заключающие фильм титры. И еще продолжая читать их, даже у меня, у русского, столь негуманного и немилосердного, по определению все того же П.С. Лунгина, возникло особое чувство. Оказывается, простые трудолюбивые китайцы до сих пор благодарны своему кровавому тирану-объединит
Правда, Китай – это тот самый Восток, которым нас постоянно пугают интеллектуалы западной ориентации. С их точки зрения, в Азии всегда деспотия, беспросветное рабство и прочие жуткие приметы варварства.
Но обратимся к просвещенному Западу: приблизительно за полстолетия до Ивана Грозного королю Франции Людовику XI «удалось одолеть непокорных сеньоров и уничтожить почти все феодальные владения; те, кто поднимал мятежи, кончали жизнь на эшафоте или в железных клетках в подвалах замка Плесси ле-Тур. Отныне Франция стала единым государством, везде повиновались одному королю и одному закону. Частные войны ушли в прошлое, и крестьяне могли спокойно работать на своих полях, а ремесленники – в своих мастерских. По словам летописца, крестьяне «старались поправить и заново перестроить свои жилища, расчистить свои поля, виноградники и сады. Многие из опустевших городов и округов были снова заселены»4.
Подобно Иоанну Грозному, Людовик XI «был очень набожен, постоянно молился и беспокоился о том, с чем он предстанет перед Господом». «У всех королей добро смешивается со злом, ибо они – люди, - писал королевский секретарь Филипп де Коммин. – Но без всякой лести можно сказать, что у Людовика было гораздо больше качеств, соответствовавши
Выходит, не все так просто с историей народов. И оказывается, не только мы, русские, любим «злодеев» и помним их, как об этом печалится маститый киномессия. Как ни странно, «злодеев», сумевших объединит страну в единое моно- или многонационально
Гуманность - это, конечно, здорово; свобода и равенство – еще лучше. Но без единого государства народ, оказывается, обречен на смерть.
Однако вернемся к фильму «Царь». В отличие от кинопритчи «Остров», где хотя бы в зачаточном состоянии присутствует предыстория будущего героя, в новом кинопроекте Павла Лунгина «Царь», при всей его задекларированно
И, несмотря на все это, Иван решает «свести всех людей в любовь».
В течение двух-трех последующих лет проходят «Соборы примирения». На них юный царь потребовал от всех бояр прекратить бесчинства по отношению «к детям боярским и крестьянам», обещая и со своей стороны виновникам прощение и милость. Таким образом, как писал Иван Солоневич, в Российском государстве начинается постепенное формирование именно народной монархии, отличительной особенностью которой является союз священного царя с народом.
Кроме преданного митрополита Макария Ивану Грозному подсказывают взять себе в помощники Благовещенского попа Сильвестра и маломощного, из детей боярских, Алексея Адашева, влияние которых особенно усиливается после кончины в 1563 году владыки Макария.
Так началась новая страница в жизни Ивана IV. Как пишут некоторые историки, далеко не сразу заметил он, что его «собинные» сподвижники, коноводы «Избранной Рады» на поверку оказались руководителями оппозиционно настроенных к русскому самодержавию сил, главарями боярской партии, идеалом которой являлась ограниченная монархия наподобие королевской власти соседнего с Россией Польско-Литовско
И долго потом прощал. И за бесчисленные измены, и за уход с дружинами и с мошной на столь полюбившийся многим Запад, и за саботаж Ливонской войны, и за подготовку новых заговоров и мятежей до тех пор, пока, наконец, не понял, что «не мочно царю без грозы быти: как конь под царем без узды, тако царство без грозы»14.
Но этого, к сожалению, в фильме «Царь» мы не увидим и не услышим.
Точно так же, как оставляет желать лучшего и предыстория отношений царя Ивана Васильевича и митрополита Филиппа (Колычева).
Как пишет Д.М. Володихин в своей книге о святом митрополите Филиппе, «Иван Грозный «образца» первых лет опричнины выглядит не столь уж непривлекательно
В киноверсии же Павла Лунгина уже с первого момента встречи митрополит и царь держатся по отношению друг к другу крайне настороженно, едва ли не с открытой враждебностью – как будто царь пригласил Соловецкого игумена с явной целью сломить его; будущий же митрополит иронично поглядывает на Ивана Васильевича с единственной мыслью: Ну-ка, давай, попробуем, что у тебя получится?..
Не знаю, из каких таких «достоверных» источников черпал подобную версию взаимоотношений царя и митрополита кинорежиссер, но только уже с эпизода их встречи на мосту он пытается убедить нас в их взаимной неискренности, чем фактически бросает тень как на представителя светской власти, так и на святого. А ведь людям того времени, в отличие от современных московских интеллигентов, держащих фигу в кармане по отношению к любым властям, вовсе не обязательно было кривить душой, называя царя помазанником Господним. Более того, даже после двухлетнего кошмара все усиливающейся кровавой бойни, устроенной царем непокорливому боярству, митрополит свято верил, что «государева власть имеет священный характер», и он «чтил ее, даже видя грехи ее носителя»16.
Поэтому, опираясь на труды добросовестных историков, мы можем с уверенностью сказать, что вначале митрополит Филипп во всем поддерживал самодержавного государя. В частности, осенью 1567 года, когда Иоанн IV готовился совершить очередной поход в Ливонию, митрополит рассылал по монастырям «богомольные грамоты», в которых он призывает "молиться за царя и обрушивается словом на врагов, совершавших «злой совет… на святую и благочестивую христианскую веру греческого закона. Особенно достается «Лютеровой прелести». По словам Филиппа, «боговенчанный царь оскорбился и опечалился, узнав о неистовой деятельности протестантов, и по его, митрополита, благословению пошел на своих недругов войной за веру и за царство»17.
Как мы видим, ни о каком заранее запланированном противостоянии даже и речи не было. До конца 1567 года отношения между царем и митрополитом – складывались мирно, «симфонически»18.
Первой тучкой, омрачившей эти безоблачные взаимоотношения, явилось начавшееся в феврале 1567 года и тянувшееся вплоть до сентября 1668 года, чисто «дипломатическое сватовство» женатого вторым браком на крещеной кабардинской княжне Марии (Кученей) Темрюковной Ивана Васильевича Грозного к сестре польского короля, жене брата шведского короля Юхана, Екатерине Ягеллонке. Официальная царская летопись умалчивает о том, как отнесся митрополит Филипп к столь странному, если не сказать больше, царскому сватовству, которое началось с подачи шведского короля Эрика XIV, а закончилось его низложением Юханом Финляндским, законным мужем «невесты». Но, зная характер митрополита, его строгую монашескую выучку и бесстрашие, с которым глава Русской церкви позже стоял за истину, можно предположить и его возмущение, и ту ангельскую настойчивость, с которой он, безусловно, пытался разрушить планы православного Самодержца.
Второе, что не могло не броситься в глаза воспитанному на Святых Отцах первоиерарху церкви, так это не совсем, мягко говоря, каноничное устроение опричного ополчения Ивана Грозного. Организованное по типу средневекового западноевропейск
Само же искоренение крамолы, проводившееся лично Иваном с чисто русским размахом и исступлением, - не могло не взывать к небу. В этой ситуации митрополиту ничего другого не оставалось, как обратиться к христианской совести Самодержца. Вначале наедине, как это и положено согласно духу евангельской любви, с глазу на глаз с помазанником Господним, и только потом, уже публично, митрополит требует от царя вовсе не абстрактного гуманизма, о чем так печалятся Павел Лунгин и все его единомышленники.
Филипп взывает не «утереть все слезинки и всем ребенкам сразу», что попросту невозможно в условиях падшего мира. Он нацеливает царя на то, чтобы каждый человек, попавший в его, государево поле зрения, был по достоинству, неторопливо и вдумчиво, оценен: кто он – «живущий беззаконно» враг церкви и государства или «добротворящий» раб Божий, а значит и законопослушный слуга царев? Для такого же праведного суда над любым, даже самым ничтожнейшим человеком одной «грозы» мало. Честен царь, если он «побеждается любовью» к своим подданным, когда они не оказались «со злыми»19. А без этой святой любви, что явно подразумевалось в кротких, но мужественных речах Филиппа, сам царь обречен на внутреннее саморазрушение, а ведомая им борьба неизбежно приведет к девальвации тех высоких принципов, в том числе и принципа симфонического единства светской и духовной властей в России, ради которых она и ведется. Поэтому противостояние царя и митрополита по существу было и ратоборством духовно зрячего Митрополита за душу самого Ивана, который, к сожалению, в горячке борьбы с врагами, справедливо осознавая себя Помазанником Господним, порой забывал о том, что он, будучи христианином, в любом случае, как и все, подсуден высшему нравственному закону, положенному в основание этого мира со дня его сотворения.
Но из киноверсии Павла Лунгина вытекает совсем иное, а именно то, что Иван Грозный уже от младых ногтей был законченный садист и изувер, которому попросту доставляло наслаждение время от времени издеваться над своими подданными, а его кровавые расследования и пытки - это всего лишь банальные оргии скрытого сатаниста, который под видом борьбы с врагами церкви и государства мучит и убивает ни в чем неповинных людей потому только, что его извращенная садистическая натура с каждым днем все более властно требует пьянящих кровавых жертв, а он, изувер и изверг, растлился уже настолько, что просто не в состоянии побороть в себе этот поистине сатанинский зуд.
Конечно, такая точка зрения на исторические события времен Ивана Грозного не нова. И первым, кто ее озвучил, был ни кто иной, как первый русский «диссидент», - беглый князь Андрей Курбский.
Этот князь, позиционируя себя на Западе православным богословом, выступал в диспутах и, уча отступивших от «древлего благочестия» папистов высокому христианскому миропониманию, способствует тому, что по его совету польский король Сигизмунд II отправляет крымскому хану чуть ли не всю свою казну – 33 телеги с золотом, и осенью 1564 года татары выступают на Русь одновременно с литовцами и поляками.
Более того, этот «радетель» за Православие сам участвовал в литовском вторжении в Россию. И именно он под Полоцком, битва за который так натурально показана в фильме «Царь», «благодаря хорошему знанию местности сумел окружить русский корпус, загнал его в болота и разгромил. Легкая победа вскружила боярскую голову. Изменник настойчиво просил короля дать ему 30-тысячнную армию, с помощью которой он намеревался захватить Москву. Если по отношению к нему есть еще некоторые подозрения, заявлял Курбский, он согласен, чтобы в походе его приковали цепями к телеге, спереди и сзади окружили стрельцами с заряженными ружьями, чтобы те тотчас же застрелили его, если заметят в нем неверность»20.
Подобных воителей за либерализацию самодержавия на Руси было, увы, немало. Так что неудивительно, когда в июле 1567 года царь Иван Грозный вынужден был «производить страшные пытки и казни по поводу перехваченных писем польского короля к некоторым из бояр»21.
В этих письмах «идеологические работники» сопредельных с Россией западноевропейск
Естественно, митрополит Филипп был прекрасно осведомлен в том, что творится в Ивановом государстве. И, повторяю, он выступал вовсе не против расследований и казней действительных преступников. Его беспокоило и возмущало другое. Например то, как боярина Ивана Петровича Федорова-Челядин
Вот против каких злоупотреблений подал свой голос святой Филипп. А Иван, будучи по натуре человеком страстным и импульсивным, не терпящим никаких возражений себе как помазаннику Господню, разгневался на духовного пастыря и решил во что бы то ни стало убрать его. По существу история их противостояния - это поучительная притча о том, как один христианин, в данном случае митрополит Филипп, смог выстоять до конца в борьбе с одолевающим всех нас злом; и прежде всего со злом, достающим человека изнутри(!). Другой же, не менее мудрый и в принципе добрый человек, царь Иван IV, был сломлен в конце концов своими собственными необузданными страстями: страхом перед крамолой и чем дальше, тем все более порабощающею его гневливостью. Или, как пишет историописатель XVII столетия дьяк Иван Тимофеев: «А он, настолько мудрый, был побежден ничем иным, как только слабостью своей совести, так что своею волею вложил свою голову в уста аспида…»25.
Рискну предположить, что будь в основу сюжета фильма положена духовно осмысленная история столь непростых отношений царя и митрополита, этого было бы вполне достаточно, чтобы кинопроизведение состоялось. Сними же Павел Лунгин весь фильм на таком высоком градусе прояснения религиозных и общечеловеческих вопросов, его не только поняли бы, но и по достоинству и оценили бы. Однако ни исторической, ни духовной правды в фильме «Царь» и днем с огнем найти не возможно. Бедный сюжет, бледная, если не считать присутствия в кадре Олега Янковского, игра актеров. Убогие декорации. Примитивно снятые сцены пыток и чудотворений. Одним словом, не вкусно. На этом можно было бы и поставить точку, если бы не совершенно потрясающая «любовь» режиссера к России и к Самодержавству. Но она-то, эта явно нехристианская «любовь», и вывела Лунгина, как, впрочем, и в случае с фильмом «Остров», на совершенно новый, гуманистическому человечеству доселе еще неведомый уровень осмысления реальности с использованием совершенно нового типа кинодраматургии.
Итак, «Царь».
Как мы только что с вами выяснили, к исторической правде жизни этот фильм не имеет ни малейшего отношения. Точнее, в нем сохранен состав событий, связанных с призванием на митрополию Соловецкого игумена Филиппа (Колычева) 1566-1568 гг. Но, так как «начинка» этих событий настолько, мягко говоря, далека от истины, то и говорить о фильме мы будем, как об отдельном, ничего общего с реальной жизнью не имеющем, кинофакте. Впрочем, и сам художник именно к такому прочтению своего кинополотна нас и подталкивает.
Уже само название кинофильма - «Царь», не «Иван Грозный», не «Иван и Филипп», что было бы вроде бы ближе к истине, но именно – «Царь» и никак не иначе, говорит о том, что разговор в этом кинопроизведении пойдет не о конкретных исторических реалиях: они только повод для разговора. На кону фильма «Царь» поставлено нечто большее, чем «банальные» отношения конкретного Ивана Грозного с конкретным митрополитом Филиппом. Фильм снят именно о «царе», как об олицетворенном носителе монархической государственност
Странный, на первый взгляд, крен в сознании православно декларирующего себя художника. Ведь православные, как известно, поддерживают в основном именно монархический принцип устроения государства. Но если взглянуть на творчество Павла Лунгина непредвзятым взглядом, и прежде всего вспомнить его нашумевший фильм «Остров», то никакого противоречия в исповедываемых им идеях мы не обнаружим.
В силу того, что христианская тема в нашем кинематографе долгое время была под запретом (теперь это называется по-другому: «ваше кино не окупится и поэтому мы его запускать не будем»), Лунгин, человек по тем временам далекий от православия, и, больше того, иронично к нему настроенный, (вспомните его «Свадьбу» и перечитайте первые интервью, данные режиссером в подготовительный период к фильму «Остров») решив снять комедию на монастырскую тему, внезапно, сам того не желая, стал выразителем дум, так называемого, «розового христианства». Мягкая, ненавязчивая ирония, которой буквально пронизаны большинство монастырских сцен – юродство отца Анатолия в храме во время службы; его разговор о любви с монахом, которому он за минуту до этого вымазал ручку двери в кочегарку сажей; уход отца-настоятеля к непослушливому монаху на послушание; сцена терзаний архимандрита по поводу брошенных в топку сафьяновых сапожек, – после многолетнего вала слезливых «мыльных опер» и дикого ежедневного фарсового хохмачества в духе «Аншлаг» или «Наша Раша», была воспринята нашим кинозрителем на полном серьёзе. Особенно фильм приглянулся либеральной интеллигенции, слегка заигрывающей с церковью. За долгие годы «тоталитаризма», привыкнув стоять в оппозиции уже к любым властям, эта интеллигенция в юродивом псевдостарце, живущем все время боком к монастырским порядкам и к иерархии, почувствовала «своего» единокровного брата-нонконформ
Вот тут-то как раз и нужны духовнотрезвые люди, и лучше – из числа монашествующих, которые смогли бы вовремя «взять за ногу» особо ретиво устремляющихся к «духовным вершинам» новоначальных и вернуть их с бесовских «высот» на землю. Если же, как это хорошо показано в фильме «Остров», настоятель монастыря, вместо того, чтобы наказать ослушника, сам отправляется к нему на послушание в кочегарку, ибо и он, как и все вокруг, единственным критерием истинности для себя почитает все те же дары всеведенья чужих судеб и чудотворство, то такое сообщество внешне верующих во Христа, но по сути отпавших от живого древа Православия, обречено на гибель26.
Убежден, что Павел Лунгин, когда делал свой фильм «Остров», о таких последствия даже не помышлял, в результате чего его неудавшаяся кинокомедия «Остров», попав в унисон с эпохой, нежданно-негадан
Те же влиятельные силы, которые зорко следят за кинопроцессом в стране и по мере своих «скромных» сил направляют его в нужном для либералов русле, довольно быстро сориентировались и, увенчав Лунгина призами двух диаметрально противоположных по духу религиозных конфессий (фильм наградили как Патриарх Алексий II, так и главный раввин России Альберт Шаевич), сразу откомандировали новоявленного иудео-православн
Единственное, что может обратить на себя какое-то серьёзное внимание – линия противостояния Царя и Митрополита. Если отойти от русской истории, которая, как мы уже с вами выяснили, в фильме совсем не просматривается, и если отрешиться от конкретики даже таких для понимания фильма «несущественных» этикеток как «царь» и «митрополит», то перед нами во всей своей наготе и первозданной ясности предстанет несколько модернизированны
«И сказал Каин Авелю, брату своему: «пойдем в поле». И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его»28.
Зададим вопрос: был ли Каин верующим человеком?
Да, безусловно, был. Ведь он одновременно с Авелем принес накануне убийства брата жертву Богу или, как сказано в «Библии»,- дар Господу «от плодов земли»29.
За что же он убил своего брата Авеля?
Ни за что!
Или, как проясняет Каину Господь в преддверии самого убийства: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; и он влечет тебя к себе»30. То есть, когда человек не делает доброго, то грех неизбежно, в том числе и грех братоубийства, влечет его к себе. И единственное, что может предложить Господь свободному в выборе добра и зла человеку, так это то, что Он и предлагает Каину накануне братоубийства: «грех.. влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»31. То есть, совершай постоянное, неослабевающее усилие над своей падшей волей, иначе, рано или поздно, но неизбежно свалишься в лапы сатаны. Вот почему традиционное христианство и призывает нас идти узким путем Христовым и нести свои скорби, как животворящий крест, предлагаемый каждому из нас от Бога, безропотно, до самой смерти, и лучше – до смерти крестной. Заметим, что всякий модернизм, начиная свою проповедь с «облегчения креста» и с легкой либерализации заповедей Господних, неизбежно заканчивает грехом… братоубийства. Прямой же сатанизм и вовсе альфой и омегой своих инфернальных заповедей предлагает: «Делай, что хочешь»32.
К сожалению, так же, как и Каин, его многочисленные последователи, каиниты, до сих пор не обращают внимания на предупреждение Господне. Сатанинская вседозволенность кажется им истинной свободой. Во всяком случае, она им намного милее и привлекательней Христова крестоношения. Однако, расслабляясь и либерализируясь от заповедей Христовых, каиниты довольно быстро доходят до ниспровержения всех подлинных ценностей. При этом, если их кровный брат не захочет, скажем, «освобождаться» совместно с ними от «нравственных оков», то тогда такого строптивца уводят в «поле», где и приносят его в жертву33. Так было всегда от начала мира, так будет и перед его концом. Павел Лунгин, подчеркиваю, невольно напомнил нам эту простую библейскую истину.
К счастью, реальный Иван Грозный не имеет ни малейшего сходства с лунгиновским вариантом прочтения образа Царя как Каина на престоле. Скорее, он был похож на одного из тех несчастных, которых за много веков до этого предупреждал Господь в библейском рассказе о Каине и Авеле: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро»34. Или, как это место звучит в греческом переводе: «за то всякий, кто убьет Каина, будет расслаблен всемеро сильней его».
И действительно, в 1565 году, когда в Александровской слободе Царь принял решение силой выжечь крамолу в России, то по воспоминаниям современников он буквально за несколько дней постарел, осунулся, стал казаться всем утомленным и даже больным. Веселый прежде взор его угас, густая некогда шевелюра и борода поредели, и уже во время возвращения в Москву, когда он, «созвав духовенство, бояр и знатнейших чиновников, вышел к ним объявить об опричнине, многие не узнали его»35.
И за годы борьбы с «жидовствующими»
Но и это еще не все.
За годы Опричнины, занятый вытравливанием крамолы, до этого очень богобоязненный и боголюбивый, царь своими собственным руками разрушил сам принцип симфонического единства светской и духовной властей в России. После насильственной смерти митрополита Филиппа он фактически подмял под себя церковную иерархию, и в течение ряда лет трижды сменял все более «покладистых» митрополитов, пока не добился от них беспрекословного одобрения любых своих действий и злодеяний. Так что лишь редкие голоса юродивых, как, например, при осаде Пскова (1570), когда местный блаженный Никола Салосс поднес Иоанну Грозному кусок кровавого мяса и пригрозил ему смертью в случае, если он не оставит ни в чем неповинных людей в покое, - хоть как-то еще смиряли обуянного самодержца.
В наказание за этот чудовищный перекос, в силу невозможности достучаться до узурпировавшего духовную власть в стране царя извне, Господь поразил Иоанна Грозного в самое сердце. Терзаемый муками больной совести, православный государь ездил по монастырям и истово молился Богу, поименно поминая всех, казненных им - виновных и невиновных. Эти внутренние «качели», когда вспышки необузданного (сатанинского) гнева сменялись в нем припадками христианского покаяния, расшатывали не только духовное здоровье Иоанна Грозного, но и подрывали в народе веру в саму возможность симфонического единства светской и духовной властей. Фактически, остаток своей жизни Иван Грозный провел в аду, и если что и могло избавить его от такой же печальной посмертной участи, так это его «добрые христиански намерения» да мученическая кончина.
В стране же, после столь жесткой борьбы за власть и за чистоту православной веры, почти не осталось Рюриковичей! Так что вскоре за смертью Ивана Грозного разразившийся династический кризис с последующей смутой 1612, в общем-то были детищем и самого царя. И только польско-шведско-
Простые русские люди не только простили первому русскому Самодержцу его, не всегда достойные и праведные деяния, но и, в отличие от недобитых царем бояр, правильно оценили(!) в силу каких причин возникла в душе помазанника Господня столь глубокая рана душевно-духовной «расслабленности
Вот почему, уже в годы первой российской смуты 1612 года, на заманчивые посулы Польско-Литовско
Таким образом, симфоническое единство Церкви и Государства, возникшее в народном представлении еще при Василии III, а впервые «прозябшее» в лицах святого митрополита Макария и царя Иоанна Грозного за несколько лет до Опричнины, нашло свое закономерное завершение в соборных решениях 1612 года. И до тех пор, пока народ крепко держался берега единодержавной власти, при всех «ужасах», устроенных ему Петром I, и даже после окончательного закрепощения, введенного при ставленнице дворянства Екатерине II, он прибавлял количественно, а если духовно и остывал, то в большей степени потому, что его очень долго и настойчиво (на европейский лад) «просвещали». Вместе с технологическим прогрессом с Запада к нам в Россию всегда заносились, и до сих пор заносятся, ядовитые семена все более вольного отношения к Богу, а значит, и все более прохладного, порой доходящего до откровенного, лишенного всякой любви, законничества в отношении к родственникам и ближним. (К примеру, та же сегодняшняя мода на «брачные договора» или только-только входящая в обиход «ювенальная юстиция»).
Так что не мудрено, что в последнее столетие, когда в гуще простого люда окончательно выветрилась память о радостях многоголовой власти, а из души народной – «начало всякой премудрости - страх Господень», вначале коммунистам-лени
С помощью средств массовой информации целенаправленно и ежесекундно оболванивая трудящихся, а затем возводя на престол «своих», беззастенчиво покупая любые места и должности, демократы втягивают народ в грех со-выборности уже хотя бы для того, чтобы потом все разрушительные последствия дел рук своих свалить на простых людей: сами, мол, выбирали, вот и будьте довольны тем, что у вас (то есть, - у нас) в результате вышло. Но при этом они преследуют еще и более страшную цель: надмевая народ иллюзией соуправления государством, либералы втягивают людей в дела мира сего настолько сильно, что человеку вообще не остается времени ни чтобы покаяться за свое мнимое соучастие в управлении государством, ни чтобы задуматься о небесном. Таким образом «Красное колесо» истории, значительно почернев в анархической всеразвязанности страстей в посткоммунистиче
С внутренними проблемами Ивана Грозного мы немного разобрались. Необходимо теперь понять, а возможна ли в принципе симфония светской и духовной властей в реальном падшем мире?
Обратимся за ответом к «Библии».
Во второй книге Царств рассказана история любви праведного царя Давида к Вирсавии - жене его верного воина, Урии Хеттеянина. Однажды царь Давид, говорится в Священном Писании, прогуливаясь по кровле своего царского дворца, увидел внизу купающуюся женщину. И так как эта женщина была очень красива, «царь послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею»43. Через какое-то время Вирсавия поняла, что она беременна, и сообщила об этом царю Давиду. Тот же, чтобы прикрыть свой грех, отозвал с войны мужа Вирсавии, Урию Хеттеянина, и, расспросив его о ходе военных действий, предложил Урии пойти отдохнуть домой. Однако Урия к жене своей не пошел, а остался спать у ворот царского дома. Когда же Давид утром спросил Урию, почему он не пошел отдохнуть домой, доблестный воин ему ответил: «ковчег (Божий) и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своей женою! Клянусь твоей жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю»39. В тот же день царь написал письмо к Иоаву, непосредственном
И вот, после смерти Урии, когда Вирсавия, отплакав положенное по мужу, стала уже законной женой Давида, пришел к царю пророк Нафан и обличил помазанника Господнего в злодеянии. При этом, что самое поразительное, предсказал страшные наказания, которые положил на царя Господь за его столь «небольшую», с точки зрения нынешних государственнико
И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом.
И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой (за то уже, что Давид искренне раскаялся в своем грехе. – И.Ж.); ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын»40.
Я позволил себе столь длинную цитату из «Библии» только для того, чтобы прояснить: никакие «добрые намерения» при наличии «злых страстей» не оправдывают человека. Более того, именующий себя православным, царь, искренне решивший очистить церковь от ересей, но допустивший при этом, пусть даже в тайне, сотворить злое одному безвинному человеку, виновен во сто крат больше, чем любой другой, даже атеистически настроенный обыватель. Ибо он этим делом дает повод врагам Бога и Церкви хулить их. И только искреннее глубокое покаяние, как в случае с тем же царем Давидом, может загладить вину царя перед Господом. Но даже в подобном случае, как мы узнаем дальше из «Библии», наказание Божие все же неотвратимо. «На седьмой день дитя умерло». «Тогда Давид встал с земли и (прекращая непрерывный семидневный покаянный плач! – И.Ж.), умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и взошел в дом Господень, и молился».41 И только после такого искреннего покаяния царя Давида Вирсавия родила Соломона, который, будучи возлюблен Господом, удостоился быть строителем «Дома имени Моего», первого Иерусалимского храма. Праведному же царю Давиду, несмотря на то, что он всю свою жизнь, за исключением истории с Урием Хеттеянином, исполнял волю Господню, такого права не было дано. Ибо, в силу Божественной мудрости, «не созиждеши мне дому, зане человек кровей ты»42! То есть, Господь тем самым сказал Давиду: хоть ты и праведный царь, пусть ты всю жизнь свою и исполнял исключительно Мою волю, но на тебе слишком много крови, пролитой в боях с врагами Божьими, чтобы строить «Дом Имени Моему». Именно от этой логики отталкивался и грозный царь Иван IV, когда в ответ на обличения митрополита Филиппа (Колычева), с убежденностью властьимущего заявлял: «Как человек-то я грешен; но как царь – праведен»43. Только был ли он вправе такое сказать? Думаю, что нет. И тем не менее, как мы с вами только что убедились, симфоническое единство духовной и царской властей не только возможно, но и необходимо44 в условиях именно этого падшего мира. Ведь никто, в том числе и царь, не застрахован от ошибки или греха. И только Святая Церковь Божия через своих духовно просветленных служителей, таких, как митрополит Филипп, способна исправить крен, допущенный царем в устроении и самого себя, и общества, и всего государства. Правда, для такого симфонического взаимодействия Церкви и Самодержавной власти нужны по-настоящему православно верующие и, самое главное, православно любящие Бога и ближних своих подвижники. В противном случае, даже сама идея о симфоническом единстве царской и духовной властей может привести страну к глобальной духовно-нравстве
К сожалению, Иван Грозный не соответствовал той высокой задаче, которую Сам Господь ставит перед Своими помазанниками, должными исполнять Божественную симфонию. Да только и «Каином на престоле» он, безусловно, не был.
Но откуда же взялась у авторов фильма «Царь» сама идея – показать Ивана Грозного «Каином на престоле»?
Как ни странно, Павел Лунгин и К воспользовались «подсказкой» самого Ивана IV. В одном из писем к князю Андрею Курбскому царь сам себя называет «смердящим трупом, своими злодеяниями превзошедшим братоубийцу Каина». И вот, ухватившись за это, мягко говоря, не совсем корректное «саморазоблачени
Существует психологический закон, согласно которому всякий художник любого народа мира, выписывая даже самого отвратительного своего героя, неизбежно использует для этой цели скрытые глубины свой души. Так что «царь», показанный в фильме Павла Лунгина, Алексея Иванова и их консультанта Александра Дворкина, - это, как мы с вами выяснили, никакой не русский царь, пусть мнительный и гневливый, но все же легитимный помазанник Господний, а это всего лишь внутренний групповой портрет вышеназванных господ, получивших на некоторое время роли «властителей дум».
По жанру фильм «Царь» - это снова-таки кинокомедия – фактически, продолжение всенародно любимой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая; и единственное, что заставляет нас просмотреть опус Павла Лунгина до конца серьезно – это оторопь перед патологической ненавистью ко всему русскому и единодержавно царскому, которая объединила авторов киноленты. Но если абстрагироваться даже от этой ненависти, и взглянуть на гайдаевского управдома Ивана Васильевича Бумшу – духовное альтерэго Лунгина-Иванова-
Жена Ивана Васильевича Бумша – Марийка Бумш (партийная кличка «царица») в силу своей предельной внутренней испорченности и пресыщенности властною вседозволенность
И эти примеры можно множить и множить. Одним словом, - каинитки.
Да только среди всех этих фурий, ведьм и валькирий революции, историки до сих пор так и не разыскали ни одной русской фамилии. Литовские и латышские попадаются, а вот русских пока - Бог миловал….
Впрочем, как и в наши дни, невзирая на многолетнюю тотальную телепроповедь всяческой вседозволенности
Точно так же, как ни одному русскому даже в голову не взбредет вытаскивать из глубинки «собинного» друга-монаха с тем, чтобы вначале попробовать «обломать» его и превратить в антихристианина-
Правда, если перед авторами фильма «Царь» стояла задача совсем не в том, чтобы показать нам русского самодержца на наследованном престоле, но они замыслили на века вылепить образ Ивашки Бумши, неясно волей каких бесов вознесшегося на Русское царствие, то в таком случае, - с заданием они справились на «отлично»! Именно так, вздымая на дыбу родственников или близких друзей христианина, готового лучше отдать свою жизнь, чем забрать ее у ближнего, всегда «дожимали», «дожимают» и до Конца Мира с наслаждением будут «дожимать» праведников до самооговора в любом мыслимом и немыслимом грехе узурпаторы-каини
Что же касается храма с одним только входом, без крыши и без окон, так по мне, господа-товарищи
Напомню для непосвященных: храм с одним входом, без крыши и без окон, собираются строить в Иерусалиме на месте дважды уже разрушенного Соломонова храма («Дома Имени Моего») так называемые сионисты. Сейчас на месте будущего храма, где по пророчествам воссядет их мосшиах (или, по-нашему, антихрист), находится мусульманская святыня «Купол на скале». Сионисты всего мира с помощью полностью оболваненных бывших христиан Америки и Европы (теперь они называют себя иудео-христианам
И последнее, что мне хотелось бы сказать по поводу фильма «Царь»: эта кинопритча, как, впрочем, и все, что выходит из рук у истинных каинитов, вещь в глубине своей «многомудрая», а на поверхности - многовекторная.
С одной стороны, либеральное крыло «верующих и трепещущих» попугало нас, как бы сказал Иоанн IV, «детскими страшилами» о родоначальнике Самодержавной монархи на Руси. И сделало это с тем, чтобы убить у нас, у профанов, даже саму мысль о возможном в будущем возрождении столь страшной (для каинитов) и столь привлекательной для нас, русских, симфонии духовной и самодержавной властей.
С другой же стороны, те, кто стоят за Лунгиным и К, (а за последние два-три года на тему Ивана Грозного было снято около десяти(!) документальных фильмов и один игровой телесериал, Андрея Эшпая), вбросили в общество пробный камень с целью выяснения народного отношения к самому принципу Самодержавной власти и его возможной симфонии с РПЦ. И в случае, если этот принцип покажется россиянам более привлекательным, чем столь обрыдшая уже всем либеральная демократия, то очень, может быть, скоро «тот, кто двигал, заправляя марионетками всех стран»47, с удовольствием даст добро… на «процедуру» возвращения самодержавия народу.
Интеллектуально деморализованный и за годы либеральной демократии духово «раскрепощенный» до состояния полной внутренней толерантности постатеистически
Пока же в «Церковном вестнике», официальном органе РПЦ, все чаще стали проскакивать какие-то очень странные, но, как теперь принятого говорить, знаковые статьи.
Так, к примеру, в № 20 (417) за октябрь 2009 года в публикации священника Андрея Кадочникова «Православие и католичество – взгляд из Испании» читаем: «К чему ломать копья в борьбе с «западными мистиками»? …Повсеместно в Западной Европе мы совершаем богослужения в католических храмах, нам идут навстречу, ничего не требуя взамен. На моей памяти католики нам никогда и нигде не отказывали, зная, тем не менее, что в собственном храме они будут отлучены от причастия. Но когда я совершаю литургию в католическом храме… я не могу не задуматься, является ли нравственно допустимым просить у других то, что мы никогда не дадим сами?» В переводе на нормальный русский язык это значит: нравственно ли допустимо служить в католическом храме и при этом считать католиков еретиками и не допускать их к нашему, православному, причастию? Не лучше ли, дескать, за услугу, которую они нам оказывают, предоставляя помещение для службы, отблагодарить их не напоминанием о разнице в наших догматах, то есть – предать забвению «незначительные» (с точки зрения иерея РПЦ), но колоссальные (по мнению святых отцов) расхождения и в Символе Веры, и в самой сути западной и восточной духовности. Таким образом, в официальном органе РПЦ не впервые уже муссируется идея о возможном скором братании Православия с Католичеством, причем без каких-либо «покаянных» действий со стороны последнего. То есть, фактически многовековая война русских царей, в том числе и Ивана Грозного, за чистоту православной веры ставится ни во что, а само основание русской цивилизации – Православие - мало-помалу размывается в ереси экуменизма.
Но и это еще не все.
В том же «Церковном вестнике», только уже №23 (420) за ноябрь 2009 года в статье протодиакона Андрея Кураева «Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте» после долгого вдумчивого рассказа о непростых путях введения в школьное образование факультатива «Основы православной культуры» или ОПК, в частности, говорится: «Главная задача на этом этапе – подтвердить, что упоминание православия в учебниках других модулей является адекватным и уважительным. Мы должны быть уверены в том, что если православие упоминается в учебнике светской этики, то это не карикатура. Точно так же, если в православном учебнике упоминаются мусульмане или иудеи, то сами мусульмане и иудеи должны подтвердить, что эти упоминания адекватны. Из учебников не должны торчать ядовитые колючки, которые могут кого-то поранить».
Насколько мне известно, единственной «ядовитой колючкой», разделяющей христиан от талмудических иудеев, является тот несомненный факт, что именно иудеи более двадцати веков назад распяли Иисуса Христа и до сих пор еще в этом не покаялись. И, насколько это видно из их эсхатологических чаяний и приготовлений, -я имею ввиду подготовку к строительству третьего иерусалимского храма и весь комплекс вопросов, связанный с этим всемирным антихристианским строительством, - вообще не собираются раскаиваться. Так неужто же, чтобы как-нибудь не поранить наших старших «братьев по Библии» талмудических иудеев, нам, православным, предлагается позабыть о факте распятия Иисуса Христа предками нынешних талмудистов, как о никогда не бывшем? То есть, слова Самого Спасителя о том, что отец не принявших Его соплеменников – «диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего»48, - мы вообще должны теперь читать с точностью до наоборот…
Боюсь, что такая политкорректност
Но в случае, который под «сложным и опасным экспериментом» разумеет Андрей Кураев, то есть, когда талмудические иудеи вообще не собираются ни в чем раскаиваться, а мы, православные христиане, ради толерантности и ложно понятой веротерпимости должны позабыть об их упорном нежелании признать Христа – Сыном Божиим, то по существу Сам Иисус Христос и является той самой «ядовитой колючкой», которую нам, православным, предлагается выдернуть из своих сердец с тем, чтобы, не дай Бог, как-нибудь не поранить «старших братьев по Библии»!
Подобную вивисекцию над сознанием западных христиан, как я отметил выше, в XX веке уже проделали. Теперь большинство католиков, протестантов и англикан, позабыв о прошлых своих раздорах, запросто именуются иудео-христианам
Неужели то, о чем столько веков подряд грезили недобитые Иоанном Грозным и его предками «жидовствующие»и то, что так и не сумели сделать светские курбские всех времен: покончить с Россией на духовном уровне, - уже сегодня готовы проделать маститые профессора, миссионеры, клирики РПЦ?!..
Конечно, современные церковные модернисты скажут, что они-де вовсе не собираются изменять догматы, а лишь слегка подправят и приведут в согласие с глобальными образцами обрядовые вопросы церкви: переведут службу на русский язык, согласуют церковный календарь с общечеловеческим
Но мы-то с вами прекрасно помним, чем закончилось при Патриархе Никоне легкое подновление службы и богослужебных книг по греческим образцам? Да и пример М.С. Горбачева – тоже не за горами. Генсек собирался только слегка перестроить экономику Советского Союза и оживить работу партии и народа. А в результате ни партии, ни Союза, и даже народа русского, если учесть его убыль на Украине и в других вновь образовавшихся суверенных государствах, с тех самых радужно-сладкого
А между тем, для истинных каинитов не будет сладости большей, если они сумеют так провернуть колесо истории, что под ним заодно почиют и сама историческая Россия и ее сокровище - Православие. Для этого нужно только еще слегка замутить народ, чтобы он, обалдев от праздности, секса и оккультизма, ежедневно по всем каналам внедряемым нам в сознание хозяевами масс-медиа, не сумел уже разглядеть подмены потенциально возможного русского Самодержца – на Ивана Васильевича Бумшу из нашумевшего фильма «Царь», а ортодоксального Православия – на внутренне реформированное по лекалам ада глобалистское иудео-православи
И до этого, скажем прямо, уже рукой подать51.
Антихристианскую начинку фильма «Остров» заметили единицы; а за царя, особенно после грубого наезда на сам принцип Самодержавной власти фильмами «Царь» и прочими киноисследования
Вы скажите, что это слишком уж фантастичный сценарий возможной гибели России. А я вам отвечу, что от истовых каинитов, любящих всяческие исторические параллели и инфернальные перевертыши, ничего другого ждать просто не приходится.
Вспомним, с каким сладострастным вызовом всему строю традиционной русской государственност
Напомню, что эта надпись была начертана внезапно появившейся кистью руки на стене дворца последнего вавилонского царя Валтасара во время его кощунственного пиршества из золотых сосудов, взятых Навуходоносором, отцом царя, из Иерусалимского храма. И вот последнего благочестивого православного помазанника Господнего, ныне прославленного в лике святых(!), каиниты-каббалис
А между тем, задолго до каинитов Сам Господь навеки связал для нас имена первого русского самодержца Ивана Грозного и последнего русского царя династии Романовых Николая II. Так, 2 марта 1917 года, сразу же после «отречения» последнего от престола, в селе Коломенское, в храме Вознесения Господня, заложенного Василием III в честь рождения наследника, будущего первого царя Российского Иоанна Грозного, произошло чудесное явление Державной иконы Божией Матери. Она приняла в свои руки державу и скипетр русского Православного Царства. Так что с тех пор только от нас с вами, дорогой читатель, зависит, воплотится ли воля Царицы Небесной в жизнь или так и останется, в силу нашей духовной расслабленности, не проявленной в этом мире.
Сумеем от «розового христианства» эпохи постатеизма путем целожизненного несения креста Господня перерасти в настоящих христиан, исполнятся пророчества о возрождении России с царем-помазанник
А подобные прецеденты с нами уже случались.
Так, в самом начале первой русской революции 1917 года, «когда надо было призывать народ к сохранению существующей власти, священный синод призвал народ подчиниться революции, тем самым «благословляя» начало братоубийственно
Так что, как говорится, выбор у нас невелик, дорогой читатель: либо – мы отстоим и вымолим наше Самодержавно-пра
И третьего не дано.
В то же время всем тем, у кого болит сердце за Православие и за Россию, хочу в очередной раз напомнить: нельзя подпадать под обаяние тех историков, которые не только во всем оправдывают «кроновы жертвы» Ивана Грозного, но и упорно творят миф о его, якобы святости. Возобладай подобная точка зрения в сознании патриотов, мы, сами того не ведая, в случай победы над каинитами, с неизбежностью роковой повторим, правда, уже на другом витке духовно-нравстве
Да не случится же того! И да не забудем мы все урока, преподанного нам Богом на примере жития святого митрополита Филиппа и судьбы первого русского самодержца Ивана Грозного. Пусть зрячая любовь Христова займет подобающее ей место в мужественных и стойких, но, к сожалению, не всегда рассудительных и милостивых сердцах сегодняшних патриотов. Ибо, не стяжав ее, эту великую всепобеждающую любовь, мы никогда не сможет вывести Русскую православную цивилизацию из того погибельного предапокалипсиче
Павлу же Лунгину, если он действительно хочет стать православным христианином, я бы посоветовал для начала разобраться в элементарных духовных законах, с неизбежностью роковой проявляющихся в истории, затем полюбить тот народ, в недрах которого ему приходится жить и действовать; и только потом уже, если он действительно захочет открыть нам, русским, глаза на самих себя, переходить к кино-обличительс
Вы уж простите, меня, грешного, многоуважаемый Павел Семенович, но давайте представим себе такую чисто гипотетическую ситуацию: к примеру, я, русский, приеду в Израиль и попытаюсь снять там, на базе государственной израильской киностудии, причем на израильские же деньги(!) гневный разоблачительный триллер о царе Давиде. А в качестве сюжета для этой «правдивой» ленты предложу спонсорам, предварительно несколько переосмыслив на свой либеральный вкус, все ту же известную всем историю влюбленности помазанника Господнего в Вирсавию и его, мягко скажем, не очень праведные деяния по отношению к ее законному мужу, Урии Хеттеянину. Давайте, мол, обличим этого «сладострастного разнузданного тирана», который владея огромными богатствами и имея кучу жен, влюбившись в очередную жертву, в единственную жену своего верного благочестивого воина, вначале берет ее, красавицу Вирсавию, силой, а потом, дабы замести следы, отдает приказ послать ее мужа, Урию, на верную смерть в бою.
По факту все это - правда. Но по существу же – ложь.
Так можно оболгать и последующий покаянный плач царя Давида. И даже упрекнуть его в жестокосердии на основании того случая, когда он, узнав о смерти своего сына, прекращает каяться и даже испытывает благодарность к Богу за оказанное ему прощение. Так же можно, не приведи Господь, обличить в отсутствии элементарного гуманизма и Самого Иегову, Который таким престранным образом, убийством ни в чем не повинного младенца, снова вступает в «преступный сговор» со своим «мерзким и злым любимчиком», «так называемым», царем Давидом…
Переосмыслить до полного извращения истины, как мы видим, можно все.
Но, скажите Вы мне, дорогой Павел Семенович, нашелся бы в Израиле хотя бы один безумец, который дал бы мне деньги на такое, с позволения сказать, переосмысление? А если бы даже один и нашелся, то утвердила бы государственная израильская киностудия такую, мягко говоря, странную концепцию моего будущего кинофильма? Ну, а если бы я подпольно как-то ухитрился снять фильм, то неужели его, в назидание будущим поколениям, выпустили бы на экраны страны; а мной, режиссером этого «кино-откровения
Думаю, что такой ход событий даже в кошмарном сне увидеть невозможно. Меня попросту выдворили бы из Израиля, и правильно, между прочим, сделали бы! Потому что - нечего изгаляться над чужой историей. Это не достойно истинного интеллигента.
И только у нас, в России, могут и последние государственные деньги выделить на съемку антирусского кинопасквиля, и, как образец либерального ново-русского сознания, пошлют этот шедевр ксенофобии на Каннский кинофестиваль, а затем еще - знай, мол, наших(!), - с радостью предоставят страницы престижного глянцевого журнала режиссеру-русофо
Хотя, может быть, Павел Лунгин и вся наша постсоветская либеральная интеллигенция просто не ведают, что творят? Хотелось бы верить…
Иван Жук.
Декабрь 2009 – февраль 2010 гг.
1 Русский репортер. № 42 (121) 5-12 ноября, 2009. Добро проигрывает, зло побеждает.
2Гуманизм – религия человекобожия, возникла в Европе на рубеже Средних веков и Нового времени в результате либерализации Римско-католичес
3Русский репортер. № 42 (121) 5-12 ноября, 2009. Добро проигрывает, зло побеждает.
4Нефедов. С.А. История нового времени. Эпоха возрождения. М., «Владос», 1996. Современный учебник для школьников. С. 43-44.
5Там же.
6И.И. Смирнов, Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века. М.; Л.; 1958. С. 114.
7Масса Исаак. Краткое известие о Московии. М.; 1997. С. 19.
8Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. Т. 2. М., 1988. С. 177-178.
9ДАИ. Т. 1. № 39. С. 48
10Священник Тимофей, иеромонах Дионисий. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М., 1998. С. 16.
11Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Продолжение. С. 525.
12Там же.
13Смирнов И.И. Очерки… С. 275.
14Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 18.
15Володихин Д.М. Митрополит Филипп. М., Изд. «Молодая гвардия». С. 110.
16Там же. С. 124.
17Там же. С. 119.
18«Симфония предполагает соработничество светской и духовной властей. Каждая из них ничем не ограничена в сфере своей ответственности. Церковь властвует над областью духовного и нравственного, владычествует в религиозных делах. Светская власть блюдет дела правления, создает во внутренней и внешней политике прочную чашу для вина веры. Если Отцы Церкви впадают в пороки и ереси, если они ставят стяжательство выше духовного долга, если их действия подрывают государственный интерес, но не совершаются при этом на благо веры, светская власть может и должна одернуть архиереев. В то же время Церковь смотрит за тем, чтобы высшие чины государства не запятнали себя безнравственными деяниями и преступлениями против веры, смягчает их нрав, призывая отвратиться от жестокости, вернуться к духу любви, милосердия, доброты. Если правительственны
19Там же. С. 153.
20Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975. С.97.
21Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1, С. 467.
22Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 90.
23Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002. С. 45.
24Таубе И., Крузе Э. Послание гетману земли Лифляндской Яну Ходкевичу. Иоанн Грозный. Антология. М., 2004. С. 42.
25Д.М. Володихин. Митрополит Филипп. М., Изд. «Молодая Гвардия», 2009. С. 164.
26Более полно смотрите в моей статье «Остров псевдоспасения». День литературы. № 6 (142) за июнь 2008; Братина. № 10. 2008. Добавлю лишь, что в последние времена правой рукой всемирного духовного и светского властелина мира или антихриста будет лжепророк. О нем предсказано следующее: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле...». Опять-таки, как мы видим, все та же знакомая нам «симфония властей» или, точнее, антисимфония псевдовластей: антихрист как антивладыка мира, и лжепророк при нем, как глава антидуховной псевдоиерархии. Дьявол вообще не способен выдумать чего-то принципиально нового. Дух творчества - не его стихия. Он может лишь подражать, искажать, глумиться. Одним словом, паразитировать на уже сотворенном ранее. Не отсюда ли такое обилие хохмачей и всякого родалицедеев при дворе либеральной демократии? Перевертышная пародия на нормальное, Богом установленное царство и должна по идее быть внешне смешной и ласковой, но в глубине своей - очень жестокой, а по плодам - мертвящей.
27Русский репортер. Там же. С. 51.
28Бытие. 4;8.
29Бытие. 4;2.
30Бытие, 4;8.
31Бытие. 4;8.
32Э. Кроули. Евангелие от сатаны.
33Вот, где истоки всякого тоталитаризма. Он проистекает вовсе не из излишней строгости служителей добра к себе и к окружающему их миру. Но, как это на первый взгляд не покажется парадоксальным, - истоки тоталитаризма кроются в духовной расслабленности людей, в их нравственной и моральной распущенности, в толерантном отношении ко всякому злу и к несправедливости
34Бытие. 4; 15.
35Русское историческое повествование. М., 1984. С. 146.
36Нефедов. С.А. История нового времени... С. 43-44.
37Белый, Рыжий (Красный), Черный (Вороной) и Бледный – цвета четырех всадников Апокалипсиса. Откровение, 6;2-8.
392 Царств, 11;4.
40Там же, 12; 10-14.
41Там же, 12; 20.
421 Парал. XXVIII, 3
43Русский репортер. №42 (121) Добро проигрывает… С. 50.
44Существует ветхозаветное предание, смысл которого заключается в следующем: всякий народ (в том числе и царь как сакральный глава народа), прекращая слушаться людей духовных, неизбежно деградирует. Первой степенью подобной деградации является то, что власть в народе из рук царя постепенно переходит в руки детей и женщин, что, собственно говоря, мы сейчас повсеместно и наблюдаем в мире. С каждым годом стремительно набирают силу всевозможные имансипационые движения, повсюду с радостным нетерпением ожидается «Новая эра» неких духовно продвинутых детей-индиго, которые якобы спасут человечество от самого себя. Однако все эти «новшества» всего лишь глухие отзвуки давным-давно известных человечеству, но за годы повального богоотступничест
45Архив Русской Революции. Берлин, 1922. Т. 6. С. 90, 92.
46От Луки. 17; 22-24.
47А.А. Блок. Два века. «Но тот, кто двигал, управляя Марионетками всех стран, – Тот знал, что делал, насылая Гуманистический туман».
48От Иоанна. 8; 44.
49Если бы все иудеи поняли, что Иисус Христос является так же и их мессией, то, за многие годы прямого (ветхозаветного) Боговодительства, будучи более духовно подготовлеными к восприятию Евангельской истины, они, безусловно, стали бы «народом святых» в отличие от всего остальногодуховно непросвещенного мира. Падшее человечество само бы признало их первородство – и с радостью, добровольно поклонилось бы им, как своим старшим братьям в деле спасения. Вспомним, что первыми апостолами и учителями Церкви стали именно бывшие иудеи - иудеи, сумевшие осознать всю значимость миссии Иисуса Христа для всего падшего человечества, и в силу своей духовной просветленности светом Пятидесятницы нашедшие в себе силы перейти от детской веры в миссию как в исключительно племенного бога, должного привести их народ к всемирному светскому, а значит лишь к временному владычеству над народами земли, до понимания вечного духовного первородства сынов Христовых. Тем же из иудеев, кто так и не смог подняться до высоты этой, поистине божественной, задачи, поневоле пришлось закостенеть во временном, исключительно мирском и посюстороннем уповании. (Князем же мира сего, как мы с вами знаем из «Библии», является сатана). Вот почему, дабы, наперекор самому Иегове, все же завоевать долгожданное мировое господство, талмудическим иудеям или, как они теперь сами себя называют, сионистам приходится употреблять все эти, поистине сатанинские, усилия лжи, обмана, подкупа, убийств, тиражирования всевозможных демократически-о
50«Не удаляем со своего места предел вечных, яже положиша наши отцы, но удерживаем предания, как приняли их. Ибо, если начнем, хотя и в малом, ниспровергать здание Церкви, то оно понемногу будет разрушено все». Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Второе слово. С. Петербург. Издание книгопродавца И.Л. Тузова. 1893. С. 54.
51Надеюсь, вы понимаете, что ни к какой «священной войне» с иудеями, католиками или, не дай Бог, мусульманами я не призываю. Россия многоконфессиона
52Дан. 5; 26-28.
53А. Петров. Выйди от неё, народ мой. Москва, 2009. С.19.